|
Untitled Document
М.В. Земфиров
ШТУРМОВАЯ АВИАЦИЯ
ЛЮФТВАФФЕ
|
Вальтер Эннеккерус    |
|
ВАЛЬТЕР ЭННЕККЕРУС (WALTER ENNECCERUS)
    Это был один из пионеров штурмовой авиации. На начальном этапе 2-й мировой войны он был одним из самых известных пилотов Люфтваффе.
    Вальтер Эннеккерус родился 21 ноября 1911 г. в Трире.
    Свою военную карьеру он начал 1 апреля 1930 г. в качестве рядового пехотного полка. 2 марта 1933 г. Эннеккерус получил звание лейтенанта, а 1 октября 1935 г. - звание обер-лейтенанта.
    Вскоре он был переведён в Люфтваффе и после окончания лётной подготовки в марте 1936 г. прибыл в I./StG1651.
    В ноябре 1938 г. Эннеккерус был назначен командиром 4./StG1652, а 1 января 1939 г. ему было присвоено звание гауптмана. В сентябре 1939 г. 4./StG77 во главе с Эннеккерусом участвовала в боевых действиях в Польше.
    15 декабря 1939 г. гауптман Эннеккерус был назначен командиром II./StG23 вместо оберст-лейтенанта Георга Фитце (Georg Fitze)4.
    В мае - июне 1940 г. в ходе боёв в Бельгии и Франции II./StG2 под командованием гауптмана Эннеккеруса стала одной из самых результативных штурмовых авиагрупп. Её «Штуки» успешно атаковали укрепления в районе Маастрихта и Льежа, французские танки в районе Филиппвилля (Philippeville) и корабли союзников в районе Дюнкерка, Гавра и Ла-Рошели.
    1 Сформирована 01.04.1936 г. в Китцингене. 01.06.1939 г. была переименована в I./StG77.
    2 Сформирована 01.07.1937 г. в Швейнфурте. 01.05.1939 г. была переименована в 4./StG77.
    3 Cформирована 01.05.1939 г. на базе II./StG162.
    4 Был командиром II./StG2 с 27.10.1939 г. До него эту должность занимали - с 01.05. по 09.09.1939 г. гауптман Ульрих Шмидт (Ulrich Schmidt), а затем гауптман Клаус Хинкельбейн (Claus Hinkelbein).
|
|
1 |
|
    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ |
Командир 4./StG77 гауптман Эннеккерус (слева) и командир StG77 оберст Гюнтер Швартцкопф. Аэродром Неудорф (Neudorf), август 1939 г.
Ju-87R-1 «Т6+AР» нз 6./StG2, Франция, 1940 г.
|
|
2 |
Вальтер Эннеккерус    |
|
Налет на гавань Дувра, июль 1940 г. Слева - английский эсминец, пытающийся уклониться от попаданий.
Ju-87 из StG2 атакуют в районе Дувра конвой CW7, 20 июля 1940 г. Справа - английский эсминец «Бразен» («Brazen»), который в ходе этого налета получил тяжелые повреждения.
|
|
3 |
|
    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ |
    21 июля 1940 г. Эннеккерус был награждён Рыцарским Крестом, а 24 июля ему было присвоено звание майора.
    В 07.20 29 июля английские РЛС засекли над Ла-Маншем большую группу самолётов Люфтваффе. Это были 48 Ju-87 из II./StG2, II./StG1 и IV.(St)/LGl, которых прикрывали около 80 Bf-109E из JG51. Их цель не была для англичан секретом - они должны были уже в который раз атаковать английские корабли в гавани Дувра.
    Как только «Штуки» повернули к Дувру, им навстречу поднялись 11 «Спитфайров» из 41 Sqdn. RAF и 12 «Харрикейнов» из 501 Sqdn. RAF. Вскоре над Дувром появились и «Харрикейны» из 56 Sqdn. RAF, и «Спитфайры» из 64 Sqdn. RAF. Прямо над гаванью завязался беспорядочный воздушный бой, причём зенитная артиллерия англичан из-за боязни сбить собственные истребители не стреляла по «Штукам», пикировавшим на корабли.
    В ходе боя было сбито 4 Ju-87 (2 из II./StG1 и 2 из IV.(St)/LGl) и 2 Bf-109, по одному Ju-87 и Bf-109 получили сильные повреждения. Англичане же потеряли 7 истребителей, ещё два едва смогли «дотянуть» до аэродрома.
    В 15.30 13 августа 27 Ju-87R из II./StG2 под прикрытием 30 Вf-109Е из II./JG53 пересекли английское побережье Ла-Манша в районе Портленда. Почти сразу же их атаковали «Спитфайры» из 609 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито 3 Вf-109Е и ещё один получил сильные повреждения. При этом было подбито только два «Спитфайра», но и они оба вернулись на свой аэродром. Тем временем на «Мессершмиттах» топлива осталось, только чтобы вернуться на аэродром, и они вынуждены были повернуть назад, оставив «Штуки» без прикрытия. В результате пилоты «Спитфайров» в течение четырёх минут сбили 5 Ju-87 (из них 4 были из 5./StG2), ещё один сильно повреждённый самолёт не смог «дотянуть» до французского побережья и упал в Ла-Манш.
    Около полудня 15 августа 40 Ju-87R из II./StG2 и I./StG1 под прикрытием 60 Вf-109Е из II./JG27 и I./JG53, а также 20 Bf-110C из V.(Z)/LG1 снова появились в районе Портленда. Несмотря на столь большое истребительное прикрытие, новых потерь избежать не удалось. В последующем бою со «Спитфайрами» из 234 Sqdn. RAF и «Харрикейнами» из 87 и 213 Sqdn. RAF было сбито 3 «Штуки» из II./StG2 и одна из I./StG1.
    26 декабря 1940 г. II./StG2 была переброшена на аэродром Трапани на западном побережье Сицилии. Одновременно туда же прибыла и I./StG1 во главе с гауптманом Хоццелем. Обе группы получили специальное задание - потопить английский авианосец «Илластриес».
    1 Затем англичане утверждали, что без потерь сбили 14 Ju-87 и Bf-109. При этом бой со скал около Портленда наблюдал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, которого сопровождала большая группа высокопоставленных генералов. И на следующий день, 14 августа, в газете «Таймc» была опубликована статья с описанием этого боя.
|
|
4 |
Вальтер Эннеккерус    |
|
Ju-87R-2 «T6+CN» из 5./StG2, Сицилия, 1941 г.
Звено Ju-87 из II./StG2 над побережьем Сицилии.
|
|
5 |
|
    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ |
По оценкам Хоццеля и Эннеккеруса, достаточно было четырёх прямых попаданий, чтобы он затонул. Хотя до этого они ещё ни разу не атаковали корабль таких размеров, они были уверены, что смогут сделать это. Пилоты I./StG1 и II./StG2 тренировались на специально сделанном контурном макете полётной палубы «Илластриеса», который был установлен на некотором расстоянии от берега недалеко от Трапани.
    6 января 1941 г. из Александрии вышли главные силы английского флота на Средиземном море - линкоры «Уорспайт», «Вэлиант» и авианосец «Илластриес». Спустя четыре дня они уже были в пределах досягаемости Ju-87, базировавшихся на Сицилии. Вскоре после полудня 10 января 43 Ju-87R из II./StG2 и I./StG1 атаковали их. В «Илластриес» попало 6 бомб, а ещё 3 взорвались рядом с бортом. Авианосец получил тяжелейшие повреждения, но всё же остался на плаву и смог своим ходом дойти до Мальты.
    На следующий день, 11 января, 12 Ju-87R из II./StG21 атаковали юго-восточнее Мальты ещё один отряд английских кораблей, шедший в Александрию. «Штуки», действовавшие на пределе своего радиуса действии, застали англичан врасплох. Атаковав со стороны солнца, пилоты II./StG2 добились трёх прямых попаданий в крейсер «Саутгемптон»2. Ещё одна 250-кг бомба попала в крейсер «Глочестер», но, пробив пять палуб, она так и не взорвалась. «Саутгемптон» получил такие тяжелые повреждения, что в 22.00 он был оставлен экипажем и затоплен тремя торпедами, выпущенными с крейсера «Орион».
    Тем временем в Северной Африке английские войска под командованием генерала Оувелла (Wavell) 9 декабря 1940г. начали наступление против итальянских войск под кодовым наименованием - операция «Компас» («Compass»). Последовательно заняв города Бардия, Тобрук и Бенгази, они выбили итальянцев из Киренаики (Cyrenaica)3. К концу января 1941 г., преодолев свыше 800 км, англичане остановились у Эль-Агейла на берегу залива Сидра.
    1 После атак 10 января на Сицилии оставался запас бомб только для 12 Ju-87.
    2 Был спущен на воду в 1936 г. Имел водоизмещение 12200 т, длину 180,2 м, ширину 18,7 м, осадку 5,9 м. Силовая установка мощностью 75 тыс. л.с. позволяла ему развивать скорость 32 узла. Вооружение: 12 152-мм и 8 102-мм орудий, 4 76-мм зенитные пушки и 18 зенитных пулемётов, 6 торпедных аппаратов. Экипаж - 750 человек.
    3 Восточная провинция Ливии, бывшая тогда итальянской колонией. 10.06.1940 г. Италия объявила войну Англии, и её войска перешли ливийско-египетскую границу, намереваясь в конечном итоге выйти к Суэцкому каналу. Однако к декабрю 1940 г. итальянцам удалось продвинуться лишь на 300 км к г. Мерса-Матрух (Mersa Matruch).
|
|
7 |
Вальтер Эннеккерус    |
|
    Гитлер был вынужден придти на помощь своему союзнику Муссолини и послать в Северную Африку войска. В начале февраля I./StG1 и II./StG2 получили приказ отправиться в Ливию1 и уже 13 февраля прибыли на аэродром Бир Дуфан. С этого момента группа майора Эннеккеруса, всё ещё формально оставаясь самостоятельной, фактически вошла в состав StG3 в качестве третьей группы.
    Оказавшись в Африке, обе группы сразу же столкнулись с неожиданными бытовыми и техническими проблемами. Если первые из них были почти сразу же решены и пилотам оставалось лишь, вставая утром с постели, проверить, нет ли у них в ботинках скорпионов, то со вторыми было гораздо сложнее. Так, оказалось, что на африканской жаре быстро заклинивает двигатели и оружие. Причина была в смазочных материалах, которые просто не были рассчитаны на использование в таком климате, и потому пришлось даже обратиться за помощью к итальянцам. Кроме того, механикам пришлось научиться по утрам правильно регулировать давление в шинах колёс шасси, иначе к полудню на раскалённом солнце их просто разрывало.
    31 марта 1941 г. части Африканского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Эрвина Роммеля (Erwin Rommel)2 начали своё первое наступление в Северной Африке.
    1 Им на смену 22.02.1941 г. в Трапани прибыли II. и III./StG1.
    2 Родился 15.11.1891 г. в городке Хейденхейм (Hendenheim) недалеко от Ульма. В 1910 г. в звании кадета начал военную службу в рейхсвере. Во время 1-й мировой войны лейтенант Роммель служил в т.н. Альпийском батальоне в Италии и Румынии и в 1915 г. был награждён Железным Крестом 1-го класса. После войны служил командиром пехотного полка, затем был преподавателем в военном училище. В 1935 г. Роммель познакомился с Гитлером. В 1938 г., прочитав книгу Роммеля «Пехота наступает», Гитлер назначил его командиром батальона своей охраны. В ходе 2-й мировой войны Роммель стал самым популярным немецким военачальником, чей профессионализм высоко ценили даже противники. В 1940 г. он был назначен командиром 7-й бронетанковой дивизии, а 6 февраля 1941 г. Гитлер назначил Роммеля командующим «Африканского корпуса». Успешные действия в Северной Африке принесли Роммелю прозвище «Лис пустыни». 22.06.1942 г. ему было присвоено звание генерал-фельдмаршала. В середине 1943 г. он был назначен командующим группой армий «Б» в Северной Италии, а в январе 1944 г. - командующим группой армий в Северной Франции. 17 июля 1944 г. его автомобиль был атакован английским самолётом и Роммель получил тяжёлое ранение. К этому времени он был уже полностью разочарован в Гитлере и нацизме, и стал постепенно участвовать в деятельности оппозиции. Однако Роммель был против физического устранения Гитлера, считая, что это превратит его в мученика. Он предлагал привлечь его к суду и разоблачить все его преступления перед нацией. Роммель не играл активной роли в «Июльском заговоре», хотя часть заговорщиков хотела видеть именно его во главе страны после устранения Гитлера. После провала заговора один из участников под пытками назвал имя Роммеля, и его судьба была предрешена. 14.10.1944 г. Гитлер послал домой к Роммелю двух офицеров СС, предоставив ему выбор - покончить с собой или предстать перед судом. Роммель выбрал первое и принял яд. По приказу Гитлера он был похоронен со всеми воинскими почестями, а его семья не подверглась никаким репрессиям.
|
|
8 |
|
    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ |
Ju-87R из II./StG2, аэродром Дерна, Ливия, 1941 г.
  Ju-87R из II./StG2 над Северной Африкой.
|
|
9 |
Вальтер Эннеккерус    |
|
Первоначально это была лишь разведка боем, но, когда Роммель почувствовал слабость противника, она быстро переросла в полномасштабное наступление. К 25 апреля англичане полностью оставили Ливию, за исключением Тобрука, который обороняли 9-я австралийская пехотная дивизия и несколько английских частей1.
    Начались регулярные налёты на Тобрук. При этом одной из основных целей Ju-87 стали корабли, доставлявшие осаждённому гарнизону снаряжение и боеприпасы. Гавань Тобрука была забита потопленными судами, а маршрут от Александрии до Тобрука среди английских моряков получил название «Аллея бомб» («Bomb Alley»).
    Первый большой воздушный бой над Тобруком произошёл утром 23 апреля. 20 Ju-87R из II./StG2, летевшие под прикрытием 30 Bf-109 из I./JG27 и 10 Bf-110С из III./ZG26, были атакованы 7 «Харрикейнами» из 73 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито сразу 4 английских истребителя2, со стороны немцев же потерь не было. В тот день «Штуки» под прикрытием «Мессершмиттов» ещё дважды совершали налёты на Тобрук.
    12 мая пилоты II./StG2 повредили в гавани Тобрука канонерскую лодку «Лэдибирд» («Ladybird»). Она села на грунт, и верхняя палуба оказалась на уровне воды, но тем не менее её 76-мм орудия продолжали вести огонь.
    В 13.10 26 мая Ju-87R из II./StG2 обнаружили в районе между Тобруком и островом Крит большую группу английских боевых кораблей, среди которых был авианосец «Формидабл». И хотя самолёты были уже на пределе своего радиуса действий, Эннеккерус отдал приказ - всем трём эскадрильям немедленно атаковать авианосец. Сначала на «Формидабл» спикировали «Штуки» 5./StG2 во главе с обер-лейтенантом Бернхардом Хаместером (Bernhard Hamester)3, затем 4./StG2 обер-лейтенанта Эберхарда Якоба (Eberhand Jacob)4, а вслед за ними 6./StG2
    1 Они получили прозвище «тобрукские крысы».
    2 Cреди них был и «Харрикейн» командира 73 Sqdn. RAF Пита Уайкхэма-Барнса (Peter G.Wykeham-Barnes).
    3 Pодился 21.10.1913 г. в местечке Дахмкер (Dahmker) около Гамбурга. Когда II./StG2 была переименована в III./StG3, обер-лейтенант Хаместер стал командиром 8./StG3. За успешные действия в Северной Африке и на Средиземноморье 03.09.1942 г. гауптман Хаместер был награждён Рыцарским Крестом. С 26.10.1942 г. по 17.06.1943 г. он был командиром III./StG3, а затем до 07.11.1944 г. командиром StG102 - SG102. 15.12.1944 г. майор Хаместер был назначен командиром SG3. Он погиб 22.04.1945 г. в ходе боевого вылета в районе Треббина (Trebbin), недалеко от Берлина.
    4 Pодился 18.01.1917 г. в Восточной Пруссии. С 17.06. по 18.10.1943 г. он был командиром III./StG3. 06.10.1943 г. Ju-87D из III./StG3 под командованием Якоба перехватили и атаковали у юго-восточного побережья Крыма отряд советских кораблей, состоящий из лидера эсминцев «Харьков» и эсминцев «Способный» и «Беспощадный». В ходе четырёх атак все три корабля были потоплены. 29.02.1944 г. Эберхард Якоб был награждён Рыцарским Крестом.
|
|
10 |
|
    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ |
Техник готовит Ju-87R из II./StG2 к очередному вылету.
Слева направо: генерал-майор Фрёхлих, командир II./StG2 майор Эннеккерус, командир 4./StG2 обер-лейтенант Эберхард Якоб.
Ju-87 из II./StG2 над Северной Африкой.
|
|
11 |
Вальтер Эннеккерус    |
|
Две бомбы попали в полётную палубу, а ещё несколько разорвались рядом с правым бортом, и авианосец получил пробоину ниже ватерлинии. От взрывов и пожаров на его борту погибли 12 и были ранены 10 человек. Получив сильные повреждения, «Формидабл» затем был вынужден вслед за «Илластриесом» уйти на ремонт в США1. Кроме того, в ходе этой атаки прямое попадание в носовую часть получил эсминец «Нубиан» («Nubian»)2, который также затем целый год простоял на ремонте.
    24 июни пилоты II./StG2 атаковали севернее Тобрука английский конвой и прямым попаданием потопили сторожевой корабль «Окланд» («Auckland»). В ходе следующего боевого вылета им удалось повредить крейсер «Аврора» («Aurora»).
    18 ноября 1941 г. началась операция «Крестоносец» («Crusader») - наступление английских войск в Северной Африке3. В первые дни наступления в воздухе господствовала авиация союзников. Это было вызвано тем, что из-за сильных дождей немецкие полевые аэродромы превратились в настоящие болота. Так, 20 ноября в результате , налета английских бомбардировщиков на аэродроме в Тмими (Tmimi) было уничтожено и повреждено 18 Ju-87 из II./StG2.
    Постепенно мощь истребительной авиации союзников в Северной Африке всё больше возрастала, и соответственно всё больше уменьшалась роль Ju-87. Теперь пилоты «Штук» уже не могли себя чувствовать в безопасности.
    30 ноября Ju-87R II./StG2, летевшие в сопровождении Bf-109 из II./JG27 и итальянских истребителей С.200 и G.50, были атакованы .«Томагавками» (Сurtiss «Tomahawk») из 3 Sqdn RAAF и 112 Sqdn. SAAF4. В результате пилоты «Штук» были вынуждены сбросить бомбы, так и не достигнув своей цели — позиций новозеландской пехотной дивизии. Повреждения получили 3 Ju-875, два бортрадиста-стрелка были ранены. Кроме того, в ходе боя с «Томагавками» были сбиты и получили повреждения 12 итальянских истребителей.
    13 января 1942 г. II./StG2 была официально переименована в III./StG36 и Эннеккерус соответственно стал её командиром. Одновременно группа была оснащена новыми Ju-87D. В феврале III./StG3 была переброшена на аэродром Сан-Пьетро (San Pietro) на Сицилии и участвовала в налётах на Мальту.
    1 После этого у англичан на Средиземном море на тот момент не осталось ни одного авианосца.
    2 На нём погибли 15 и были ранены 6 человек.
    3 Его возглавил новый командующий английскими войсками в Северной Африке генерал Клод Аучинлек (Klod Auchinleck). Союзники превосходили немцев в живой силе в 4 раза, а в танках в 2 раза. 07.12.1941 г. была снята блокада Тобрука, а вскоре англичане заняли и Бенгази.
    4 South African Air Force — военно-воздушные силы Южной Африки.
    5 Австралийские лётчики утверждали, что сбили все три «Штуки».
    6 Тогда же в Нейкурене в Германии была сформирована «новая» II./StG2.
|
|
12 |
|
    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ |
«Штуки» из 4./StG2 в сопровождении итальянского истребителя МС200.
Ju-87B-2 «Т6+ЕМ» из 4./StG2, 1941 г., Северная Африка.
Ju-87B «Т6+ВН» из 4./StG2, 1941 г., Северная Африка.
|
|
13 |
Вальтер Эннеккерус    |
|
    Во второй половине дня 1 апреля Ju-87 из III./StG3 атаковали корабли в главной гавани Ла-Валетты. Подводная лодка «Пандора» («Pandora») получила два прямых попадания и затонула в течение 4 минут, при этом погибли 25 человек из её экипажа1. Ещё несколько бомб, взорвавшихся поблизости, повредили корпус подводной лодки Р-36. В неё начала поступать вода, и, перевернувшись, она вскоре затонула на глубине 21 метра. В отличие от «Пандоры», никто из экипажа Р-36 не пострадал2. Серьёзные повреждения получила ещё одна подводная лодка «Анбеатан» («Unbeaten»)3.
    Кроме того, в ходе этого налёта был потоплен тральщик «Сансет» («Sunset»), повреждения получили тральщик «Абингдон» («Abingdon»), танкер «Пламлиф» («Plumleaf») и три буксира.
    Спустя четыре дня в результате очередного налёта III./StG3 на главную гавань Ла-Валетты были потоплены эсминцы «Ланс» («Lance») и «Гэллант» («Gallant»), стоявшие в доке.
    Вечером 8 апреля Ju-87 из III./StG3 атаковали в районе Мальты крейсер «Пенелопа». Он только что вышел из Ла-Валетты, где стоял в доке на ремонте, и направлялся в Гибралтар. Две бомбы разорвались всего в трех метрах от его борта, и крейсер получил лёгкие повреждения4. Во время отражения атаки «Штук» на крейсере разорвался изношенный ствол 100-мм орудия, в результате чего погибли три человека. В тот день было потеряно два Ju-87 из 9./StG3, которые столкнулись в воздухе. Пилоты обер-лейтенант Гельмут Грёсс (Helmut Gröss) и фельдфебель Вальтер Дихм (Walter Diehm), а также их бортстрелки погибли.
    11 апреля около 50 Ju-88 и 20 Ju-87 из III./StG3 в очередной раз совершили налёт на порт Ла-Валетты, а также на аэродромы Хал Фар и Лука. Пилоты «Штук» смогли окончательно «добить» эсминец «Кингстон»5, который в результате затонул. На аэродромах был уничтожен один и повреждено 7 самолётов, в т.ч. один «Спитфайр» и три «Харрикейна».
    1 «Пандора» ожидала приказа на выход в море, и накануне на неё были погружены торпеды и запас продовольствия.
    2 Лодка не собиралась в ближайшее время выходить в море, и в момент налёта Ju-87 на её борту было всего 2 человека.
    3 На ней были повреждены носовые торпедные аппараты, и она вскоре ушла на ремонт в США.
    4 Это был один из ветеранов английской Средиземноморской эскадры. Пока он стоял на ремонте в Ла-Валетте, его регулярно атаковали Ju-87 и Ju-88, и он не раз был повреждён. Из-за своих многочисленных пробоин крейсер «Пенелопа» получил среди моряков прозвище «Перечница» («Peperpot»). Несмотря на все повреждения, крейсер 10.04.1942 г. в 16.00 всё же пришёл в Гибралтар.
    5 Он был тяжело повреждён 08.04.1942 г. во время налёта Ju-88.
|
|
14 |
|
    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ |
    В апреле 1942 г. майор Эннеккерус был переведён в штаб Fliegerführer Afrika, а вместо него командиром III./StG3 был назначен гауптман Курт Вальтер (Kurt Walter)1.
    Затем с мая по октябрь Эннеккерус служил в штабе территориального командования Люфтваффе в Ростове (Luftgau Rostow).
    12 октября 1942 г. советские бомбардировщики внезапно атаковали аэродром Белореченск в Краснодарском крае. «Штуки» StG77, базировавшиеся там, стояли в полной готовности на старте и ожидали лишь команды на взлёт, когда на аэродром начали падать бомбы. В результате этого налёта погибли несколько пилотов, среди которых был и командир StG77 майор Альфонс Ортхофер (Alfons Orthofer)2.
    На следующий день, 13 октября, майор Эннеккерус был назначен командиром StG77. В конце 1942 - начале 1943 г. эскадра участвовала в боях на южном фланге Восточного фронта, действуя сначала с аэродромов в Сальске и Гиганте в 160 км юго-восточнее Ростова, а затем с аэродрома Ростов-Северный.
    1 Родился 23.10.1911 г. в г. Дауернхейм (Dauernheim) в Эссене. До 1941г. он летал в качестве пилота бомбардировщика. 14.09.1942 г. пилоты III./StG3 во главе с Вальтером потопили в районе Тобрука крейсер ПВО «Ковентри» и эсминец «Зулу» («Zulu»). Кроме того, на его счету было несколько транспортов общим водоизмещением 20 тыс. т. Вальтер погиб 26.10.1942 г., когда вечером во время захода на посадку на аэродром Куасаба (Qasaba) его Ju-87D был сбит «Харрикейном» из 213 Sqdn. RAF. Он и его бортрадист выпрыгнули на парашютах из горящего самолёта, но парашют Вальтера из-за слишком малой высоты не успел открыться. 18.05.1943 г. он был посмертно награждён Рыцарским Крестом.
    2 Он входил в число первых пилотов не только штурмовой авиации, но и Люфтваффе. Ортхофер родился 07.12.1909 г. в г. Нёйштадт (Neustadt). В 1930 г. он прошёл секретную лётную подготовку в т.н. Немецкой школе воздушных сообщений. С 1931 г. служил в 20-м пехотном полку. В 1934 г. Ортхоферу было присвоено звание лейтенанта, и он был включён в состав секретно формирующихся Люфтваффе. 01.10.1935 г. ему было присвоено звание обер-лейтенанта. 01.09.1936 г. Ортхофер прибыл в I./StG165, а в 1937 г. он был переведён в II./StG165. 01.01.1939 г. гауптман Ортхофер был назначен командиром I./StG162. Затем после окончания военно-воздушной академии он занимал различные штабные должности. 15.08.1940 г. Ортхофер был назначен командиром II./StG77 вместо гауптмана Вольдемара Плевига, сбитого 8 августа в районе Дувра. 19.07.1941 г. он был награждён Железным Крестом 1-го класса, а уже 21.10.1941г. - Рыцарским Крестом. 01.04.1942 г. ему было присвоено звание майора. Весной — летом 1942 г. пилоты II./StG77 во главе с Ортхофером в ходе боёв за Крым потопили 10 советских боевых кораблей, в т.ч. один крейсер, и 27 транспортных судов общим водоизмещением около 50 тыс. т, уничтожили 140 танков, 45 позиций зенитных и 43 позиции обычных артиллерийских батарей. С 27.06. по 24.07.1942 г. майор Ортхофер был Начальником 1-й авиашколы штурмовой авиации в Вертхейме. 25.07.1942г. он был назначен командиром StG77 вместо майора графа Клеменса фон Шёнборна-Визентхейда (Clemens von Schönborn-Wisentheid), который в свою очередь занял прежнюю должность Ортхофера.
|
|
15 |
Вальтер Эннеккерус    |
|
    20 февраля 1943 г. майор Эннеккерус был переведён в штаб 9-го авиакорпуса1, базировавшегося во Франции, а командиром StG77 вместо него был назначен командир I./StG77 гауптман Гельмут Брук.
    1 сентября 1943 г. Эннеккеруса перевели в Берлин в Генеральный штаб Люфтваффе. Спустя месяц, 1 октября, ему было присвоено звание оберст-лейтенанта.
    С 1 марта по 18 июля 1944 г. оберст-лейтенант Эннеккерус возглавлял во Франции т.н. авиационное командование «Запад» (Fliegerführer West)2.
    С 29 июля 1944 г. и до конца войны Эннеккерус служил в штабе 6 воздушного флота в должности офицера связи со штабами других соединений.
    11 июля 1956 г. Эннеккерус вступил в Бундеслюфтваффе и служил затем на различных штабных должностях. В 1957 г. он получил звание оберста, а в 1963 г. — звание генерал-майора. 1 октября 1967 г. он вышел в отставку и поселился в г. Тройсдорфе (Troisdorf).
    Вальтер Эннеккерус скончался 3 августа 1971 г. в результате тяжёлой продолжительной болезни.
Ju-87D «S2+NM» из 4./StG77, Восточный фронт, зима 1942/43 г. Обращает внимание, что на самолётах сняты обтекатели шасси.
    1 Был сформирован в ноябре 1940 г. на базе 9-й авиадивизии.
    2 Было сформировано в декабре 1943 г. Первоначально подчинялось штабу 2-го авиакорпуса, а с июня 1944 г. - штабу 2-го истребительного авиакорпуса. Распущено 22.07.1944 г.
|
|
16 |
|
|