Четверг, 16.05.2024, 11:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог статей
Статьи
на
Schlachtgeschwader 2 "Immelmann"


Untitled Document

М.В. Земфиров
ШТУРМОВАЯ АВИАЦИЯ
ЛЮФТВАФФЕ


Ханс-Ульрих Рудель   

ХАНС-УЛЬРИХ РУДЕЛЬ (HANS-ULRICH RUDEL)

    Он стал последним по счёту командиром SG2. Это был лучший пилот штурмовой авиации не только в Люфтваффе, но и вообще в мире. Его имя получило мировую известность наравне с лучшим лётчиком-истребителем Эрихом Хартманном (Erich Hartmann), имевшим на своём счету 352 сбитых самолёта. Рудель стал единственным человеком, награждённым высшей наградой Третьего рейха - Рыцарским Крестом с Золотыми Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами.
    Известный немецкий ас Хейнц Бэр (Heinz Bar), сам выполнивший свыше 1000 боевых вылетов и сбивший 221 самолёт, говорил о паре Рудель - Хартманн: «Это самые бесстрашные и смелые люди, которых я знаю». Генерал-фельдмаршал Фердинанд Шёрнер (Ferdinand Schorner) считал, что «Рудель один стоит целой дивизии». Лучший французский ас 2-й мировой войны Пьер Глостерманн (Pierre Glostermann)1 писал о Руделе: «Жаль, что он не носил нашу форму».
    В июне 1972 г. газета «Истребитель» («Jagerblatt»), официальный орган общества немецких лётчиков-истребителей, писала: «2530 боевых вылетов Руделя дают ему, пожалуй, право занимать первое место среди лучших пилотов всех времён. Самая высокая немецкая награда за храбрость во 2-й мировой войне по достоинству оценила это уникальное достижение».
    Советское командование в годы войны тоже по достоинству «оценило» Руделя, объявив, что выплатит премию в 10 тысяч рублей тому, кто уничтожит его или возьмёт в плен.

    1 Всего он совершил 420 боевых вылетов, на его счету было 33 подтверждённые победы, а также 5 вероятных побед.

  1

    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

    По числу боевых вылетов и их результативности ни один другой пилот не смог даже приблизиться к Руделю. В ходе 2-й мировой войны он совершил 2530 боевых вылетов. Уничтожил 519 танков, свыше 800 автомобилей различных типов, 4 бронепоезда, 150 позиций артиллерийских батарей, множество мостов. Потопил линкор «Марат», лидер эсминцев «Минск»1, эсминец «Стерегущий», около 70 различных десантных судов. Сбил 9 советских самолётов, в т.ч. 7 истребителей и 2 Ил-2.
    Самолёт самого Руделя был подбит свыше 30 раз, в т.ч. несколько раз над вражеской территорией, при этом Рудель пять раз был ранен. Интересно, что его «Штука» во всех случаях была подбита зенитным огнём и ни разу - истребителями. Шесть раз Рудель сам совершал посадку за линией фронта, чтобы вывезти экипажи сбитых Ju-87.
    Ханс-Ульрих родился 2 июля 1916 г. в деревне Конрадсвальдау (Konradswaldau) недалеко от Готтесберга в Силезии в семье Йоханнеса и Марты Рудель2. Йоханнес Рудель был католическим пастором, а его родители, в свою очередь, учителями. Ханс-Ульрих стал долгожданным наследником в семье, где уже были две дочери - Ингеборга и Йоханна.
    В семье Ханс-Ульрих получил девичье прозвище «Ули». Он рос довольно впечатлительным и нервным ребёнком. Даже в 12 лет Ханс-Ульрих всякий раз при грозе и раскатах грома держался за руку матери. Старшая сестра Ингеборга, смеясь, говорила: «...В мире нет ничего, что могло бы достаточно напугать Ули, чтобы он один спустился в подвал».
    Его мать фрау Марта позднее в 1950 г. вспоминала, что эти насмешки сестёр так сильно задели самолюбие сына, что он немедленно начал закалять свою волю, заниматься спортом и принимать участие в спортивных соревнованиях. Но, как оказалось, всё имеет оборотную сторону. Начав усиленно заниматься спортом, Ханс-Ульрих забросил учёбу. И однажды, когда фрау Марта поинтересовалась у его учителя, как Ули в школе, то услышала в ответ: «Как мальчик - прекрасно, как ученик - ужасно!»
    Летом 1936 г., после окончания гимназии, Рудель сдал необходимые тесты для службы в Люфтваффе. 4 декабря 1936 г. он был призван на военную службу и для прохождения первоначальной подготовки направлен в авиашколу, находившуюся в пригороде Берлина Вердер (Werder). В июне 1937 г. Рудель на биплане FW-44 «Stieglitz» совершил свой первый самостоятельный полёт. Вскоре ему предстояло стать пилотом пикирующего бомбардировщика.

    1 В некоторых источниках ошибочно указывается, что он потопил крейсер. Эта ошибка связана с тем, что немцы относили лидеры эсминцев типа «Минск» к классу лёгких крейсеров.
    2 Йоханнес Рудель умер 23.01.1948 г. Марта Рудель, урождённая Мюкнер (Mueckner), скончалась 08.05.1960 г.

  2

Ханс-Ульрих Рудель   

Марта и Йоханнес Рудель со своими детьми. Конрадсвальдау, 1920 г.

Ханс-Ульрих вместе со своими сестрами
Йоханной (справа) и Ингеборгой (слева). 1925 г.

Ханс-Ульрих и его мать фрау Марта. 1927 г.

Ханс-Ульрих Рудель в возрасте 12 лет. 1928 г.

  3

    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

Ханс-Ульрих Рудель.
Осень 1936 г., Альт-Кохлфурт (Alt-Kohlfurt).

Курсант Рудель в кабине учебного биплана Fw-44.
1937 г.

  4

Ханс-Ульрих Рудель   

    В июне 1938 г. обер-фенрих Рудель был направлен в I./StG1681, базировавшуюся тогда на аэродроме Талерхоф около Граца в Австрии. Начало лётной карьеры будущего лучшего пилота штурмовой авиации было совсем не безоблачным. Рудель позднее вспоминал: «Нельзя сказать, что я быстро учился, тем более что остальные пилоты уже достаточно хорошо летали, когда я прибыл. Мой прогресс был медленен, слишком медленен для командира моей эскадрильи, который полагал, что я никогда не смогу стать хорошим пилотом».
    Всё своё свободное время Рудель посвящал занятиям спортом и соревнованиям. Он обошёл все окрестности Граца и поднялся на все вершины, которые были поблизости. Его старшие товарищи говорили о нём: «Он не курит, пьёт только молоко, не интересуется женщинами и тратит всё свободное время на спортивные соревнования. Обер-фенрих Рудель - белая ворона!»
    Поэтому, когда однажды в I./StG168 пришёл приказ о переводе нескольких пилотов в разведывательную авиацию, командир эскадрильи Руделя не упустил представившийся ему шанс и избавился от «белой вороны» и «медлительного ученика». Все усилия Руделя отменить перевод ничего не дали. 1 декабря 1938 г. он прибыл в школу разведывательной авиации в Хильдесгейме (Hildesheim)2 в Нижней Саксонии, начальником которой тогда был генерал-майор Альберт Мюллер-Кахле (Albert Muller-Kahle).
    Прибыв в Хильдейсгейм, Рудель получил ещё один удар. К ещё большему своему огорчению, он был зачислен даже не в группу подготовки пилотов, а в группу подготовки наблюдателей (Beobachter). По правилам, существовавшим тогда в Люфтваффе, командиром экипажа разведывательного самолёта являлся наблюдатель, а не пилот.
    1 января 1939 г. Руделю было присвоено звание лейтенанта. В Хильдесгейме Рудель прошёл полный курс обучения аэрофотосъёмке, и после его завершения он 1 июня 1939 г. был направлен в эскадрилью самолётов-разведчиков дальнего радиуса действия 2.(F)/Aufld.Gr.l213.

    1 Была сформирована 01.04.1938 г. на базе I./StG167. 01.05.1939 г. была переименована в I./StG76, которая в свою очередь 09.07.1940 г. получила обозначение - I./StG3.
    2 Сформирована 01.07.1934 г. как Aufklarungsschule Hildesheim. 16.01.1940 г. была переименована сначала в Aufklarungsschule 2 Н, а затем 15.02.1943 г. - в Nahaufldarungsgeschwader 102.
    3 Была сформирована 01.11.1939 г. в Пренцлау (Prenzlau) на базе 2./Aufkl.Gr.22. 24.10.1939 г. была переименована в 4.(F)/Aufkl.Gr.ObdL, непосредственно подчинявшуюся главному командованию Люфтваффе.

  5

    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

    В ходе боёв в Польше лейтенант Рудель совершал боевые вылеты в качестве наблюдателя и командира экипажа самолёта-разведчика. Польских истребителей в воздухе не было видно, но польские зенитчики прилагали много усилий, чтобы сбить немецких разведчиков, фотографировавших мосты и железные дороги. При этом некоторые из вылетов Рудель совершил над железной дорогой Брест-Литовск - Ковель - Луцк, так как немецкое командование хотело знать о продвижении советских войск, которые 17 сентября также перешли границу Польши.
    18 сентября боевые действия фактически завершились1. Польша была полностью оккупирована немецкими и советскими войсками, и теперь советско-германская граница проходила по реке Буг. 10 ноября 2.(F)/Aufkl.Gr.l21 была переброшена обратно в Пренцлау, и в тот же день лейтенант Рудель за боевые вылеты над Польшей был награждён Железным Крестом 2-го класса.
    Всё это время Рудель направлял командованию один за другим рапорты с просьбой перевести его обратно в штурмовую авиацию. 2 марта 1940 г. Рудель был переведён в 43-й учебный авиаполк (Fliegerausbildungsregiment 43), который находился на аэродроме Штаммерсдорф (Stammersdorf) около Вены. Там проходили подготовку курсанты, только что призванные в Люфтваффе, и Рудель был назначен адъютантом командира полка.
    Он снова и снова подаёт рапорты с просьбой направить его в штурмовую авиацию. Рудель дошёл до управления кадров в министерстве авиации в Берлине. После окончания боёв во Франции его летом 1940 г. наконец переводят обратно в I./StG76, которая в тот момент базировалась в Кане во Франции.
    1 сентября 1940 г. Рудель получил звание обер-лейтенанта. Однако снова его карьера как пилота штурмовика складывается не очень гладко. Его инструктором стал один из пилотов I./StG76, но Рудель никак не может за короткое время восполнить всё то, что пропустил за полтора года. Большинство пилотов группы уже имели опыт боевых действий в Польше и Франции, а Рудель всё ещё не может в полной мере овладеть «Штукой». Кроме того, он по-прежнему - «белая ворона», даже во Франции он пьёт только молоко, в то время как его товарищи - «Кальвадос», он тратит всё свободное время на занятия спортом, вместо того чтобы окунуться в ночную жизнь Кана.
    В январе 1941 г. Рудель, по настоянию его инструктора, был направлен для прохождения дополнительной подготовки в Грац в учебно-боевую эскадрилью (Erganzungsstanel). 6 апреля началось вторжение немецких войск в Югославию, и в первые дни аэродром в Граце активно использовался немецкой авиацией. Рудель видел, как взлетают с подвешенными бомбами Ju-87, отправляясь на боевое задание, а он продолжал выполнять лишь учебные полёты.

    1 Правда, оставались ещё отдельные очаги сопротивления. Так, оборона Варшавы продолжалась до 27 сентября, а крепость Моддин пала спустя ещё несколько дней.

  7

Ханс-Ульрих Рудель   
 

Лейтенант Рудель, сентябрь 1939 г., Польша.

Обер-лейтенант Рудель. Весна 1941 г., Грац, Австрия.

Обер-лейтенант Рудель. Аэродром Молаой, Греция, весна 1941 г.

  8

    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

    Наконец в одном из очередных тренировочных вылетов Рудель внезапно понял, что теперь он может заставить самолёт делать всё, что он захочет. С этого момента уже ни один инструктор не мог оторваться от него в воздухе. Какие бы манёвры они ни делали, на какой бы высоте ни летели, самолёт Руделя всегда оставался на своём месте позади инструктора. Из 100 бомб, сбрасываемых им, 90 попадали точно в десятиметровый круг мишени.
    В конце апреля 1941 г. обер-лейтенант Руд ель был назначен в состав I./StG2, которая в тот момент базировалась на аэродроме Молаой в Греции. Рудель был счастлив, что наконец сможет участвовать в боях. И снова обстоятельства в который раз складываются не в его пользу. Адъютантом командира I./StG2 майора Хубертуса Хичхольда оказался тот самый «инструктор» из Кана, который был очень низкого мнения о Руделе как о пилоте. Увидев Руделя, он с издёвкой спросил: «Что Вы здесь делаете? Вы уже так многому научились?» Рудель ответил: «Теперь я хозяин своего самолёта». Адъютант поморщился: «Я доложу о Вас командиру».
    Когда Рудель доложил о своём прибытии майору Хичхольду, тот сказал, что уже знает его. Рудель возразил, что вряд ли, но Хичхольд продолжил: «Конечно, мы «знаем» друг друга, потому что мой адъютант знает Вас. Я «знаю» Вас настолько хорошо, что не допущу, чтобы Вы в настоящее время летали в моей группе».
    Рудель затем в своей книге с символическим названием «Несмотря» («Trotzdem») писал: «У меня внутри всё горело от негодования. Дисциплина! Дисциплина! Держи себя в руках, только так ты сможешь стать кем-нибудь. Ты должен понимать других, и даже ошибки старших. Не теряй контроля над собой, твоё время придёт, когда ты действительно будешь чего-нибудь стоить! Никогда не теряй уверенности в себе».
    Вместо боевых вылетов Рудель занимается тем, что перегоняет в Германию для ремонта в заводских условиях «Штуки», повреждённые в боях.
    Утром 22 июня 1941 г., находясь в Котбусе, Рудель узнаёт о начале боевых действий на Восточном фронте. В тот же день он на отремонтированном Ju-87B приземляется на аэродроме Прашнитц в Восточной Пруссии, куда в июне из Греции была срочно переброшена I./StG2. Теперь каждый пилот на счету, и Рудель получает назначение в l./StG2 под командованием обер-лейтенанта Эвальда Янссена (Ewald Janssen)1.

    1 Родился 11.10.1913 г. в г. Рюстрингене (Riistringen) в Ольденбурге. В составе «Легиона «Кондор» воевал в Испании. В качестве командира l./StG2 участвовал в боях на Западе и на Восточном фронте. С ноября 1943 г. по февраль 1944 г. майор Янссен был командиром JG302, а затем с 01.06. по 25.12.1944 г. - командиром SG4. 31.10.1944 г. после 400 боевых вылетов был награждён Рыцарским Крестом. Конец войны оберст-лейтенант Янссен встретил в качестве коменданта аэродрома (Flugplatzkommandant) в Котбусе.

  9

Ханс-Ульрих Рудель   

    К счастью для Руделя, Янссен не знал о предвзятом отношении к нему командира группы. Янссен назначил его своим ведомым, и уже 23 июня Рудель совершил свой первый боевой вылет в качестве пилота Ju-87. В голове у него тогда была только одна мысль: «Я должен показать всем, на что способен и что прежнее отношение ко мне было неправильным!»
    Всего в течение 23 июня Рудель выполнил 4 боевых вылета в районе Гродно — Волковыск. Позднее он вспоминал: «То же самое продолжалось и в последующие дни — мы взлетали первый раз около 3-х часов утра, а приземлялись после последнего вылета, когда уже было около 10-ти часов вечера».
    Спустя несколько дней Рудель был назначен сначала офицером по техническому обеспечению l./StG2, а вскоре он стал офицером по техническому обеспечению III./StG2.
    18 июля 1941 г. обер-лейтенант Рудель был награждён Железным Крестом 1-го класса и Золотым Знаком за боевые вылеты.
    1 августа командиром III./StG2 был назначен гауптман Эрнст-Зигфрид Штеен (Ernst-Siegfried Steen)1, и Рудель начал летать в качестве его ведомого.
    18 августа атака железнодорожной станции Чудово в Новгородской области едва не закончилась трагически для Руделя и его бортрадиста-стрелка фельдфебеля Шарновски (Scharnovski). В тот день была плохая погода, и низкая облачность существенно ограничивала видимость. Поэтому Рудель, желая лично убедиться в том, что бомбы попали точно в цель, вывел «Штуку» из пикирования в самый последний момент. В результате самолёт буквально «срезал» верхушки берёз и вернулся на аэродром с двумя их обломками в крыльях. Гауптман Штеен после этого случая сказал о Руделе: «Он —лучший в моей группе! Но этот сумасшедший долго не проживёт!».
    28 августа III./StG2 перебазировалась на аэродром Тирково южнее г. Луга в Ленинградской области. «Штуки» поддерживали части 16-й и 18-й полевых армий, наступающие в направлении на Ленинград. Именно благодаря успешным действиям пилотов III./StG2, и, в частности, Руделя, который прямыми попаданиями уничтожил несколько дотов, 118-я пехотная дивизия смогла в течение 10 — 11 сентября занять господствующие высоты южнее Красного Села в 20 км от Ленинграда.

    1 Родился 25.09.1912 г. в Киле. Участвовал в боях в Польше, Бельгии и Франции. В ходе «битвы за Англию» потопил в Ла-Манше несколько транспортов, а в ходе боёв за Крит повредил 2 эсминца и один крейсер. 01.08.1941 г. был назначен командиром III./StG2 вместо гауптмана Генриха Брюкера (Heinrich Briicker). Гауптман Штеен погиб 23.09.1941 г. в ходе своего 301-го боевого вылета. Его Ju-87B был подбит в ходе атаки крейсера «Киров» в гавани Кронштадта. Штеен попытался протаранить крейсер, но немного «не дотянул», и самолёт врезался в воду рядом с его бортом. Тем не менее взрывом 1000-кг бомбы, подвешенной под Ju-87, «Киров» был повреждён. 17.10.1941 г. Штеен был посмертно награждён Рыцарским Крестом.

  10

    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

    Обороняющиеся советские войска поддерживали огнём корабли Балтийского флота, находившиеся в Финском заливе. Среди них были линкоры «Марат»1 и «Октябрьская революция», а также тяжёлые крейсеры «Киров» и «Максим Горький». Их дальнобойные орудия доставляли много «неудобств» наступающим немецким частям2, и потому на ближайшее время они стали главной целью для пилотов StG2. 16 сентября была плохая погода, но всё же 27 «Юнкерсов» из StG2 атаковали «Марат» двумя группами, заходя с носовых и кормовых курсовых углов. И если группу Ju-87, заходившую с кормы, зенитчикам линкора удалось рассеять, то другая сумела прорваться к кораблю. В результате в «Марат» попали три 250-кг

    1 Заложен 03.07.1909 г. на Балтийском заводе в Петербурге под наименованием «Петропавловск» и 27.08.1911 г. спущен на воду. 31.03.1921 г. был переименован в «Марат». В 1928-1931 гг. он прошёл модернизацию и 08.04.1931 г. снова вошёл в строй. 07.08.1933 г. в ходе учебных артиллерийских стрельб главным калибром из-за преждевременного открытия орудийного замка после выстрела во второй башне начался пожар. Немедленно последовала команда на затопление погребов башни, что предотвратило взрыв боезапаса, но в результате этого погибло 68 человек. С 10.05 по 05.06.1937 г. «Марат» совершил поход в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации британского короля Георга V, зайдя на обратном пути в Мемель, Либаву и Таллин. Во время советско-финской войны «Марат», несмотря на сложную ледовую обстановку, принял участие в боевых действиях. В частности, 19.12.1939 г. он обстрелял главным калибром 254-мм береговую батарею Сааремпя на острове Биоркэ, израсходовав 133 фугасных снаряда. Вплоть до 1941 г. «Марат» постоянно модернизировался за счёт установки нового оборудования и вооружения. К 1941г. он прошёл уже более 75 тыс. миль и имел следующие тактико-технические характеристики: полное водоизмещение 23700 т, длина - 184 м, ширина - 26,9 м, осадка - 9,1 м, силовая установка мощностью 61000 л.с., максимальная скорость - 22,9 узла, дальность плавания при ходе 14 узлов - 2310 миль, вооружение: 12 305-мм орудий Мк-3-12 в четырех 3-орудийных башнях с общим боезапасом 1200 выстрелов, 16ч120-мм орудий с боезапасом 4200 выстрелов, 6 76-мм зенитных пушек 34-К, 2 спаренные 76-мм зенитные установки 81-К, 6 37-мм зенитных пушек 70-К, 26 12,7-мм зенитных пулемётов, 4 подводных 450-мм торпедных аппарата, экипаж - 1286 человек.
    2 В связи с возникновением прямой угрозы захвата Ленинграда 22 августа «Марат» занял огневую позицию в ограждённой части ленинградского Морского канала и уже 9 сентября ввёл в действие свой главный калибр, а через шесть дней и 120-мм орудия. Стрельба по наступающим немецким войскам велась ежедневно по нескольким целям, и ежесуточный расход только 305-мм выстрелов достигал 177. При этом 11 сентября, после того как было выпущено 124 305-мм снаряда, разорвало среднее орудие первой башни. С 14 сентября «Марат» сам стал подвергаться обстрелу береговых артиллерийских батарей немцев, однако попадания первых девяти 150-мм снарядов существенных повреждений не нанесли. Спустя два дня десятый снаряд угодил в носовую автоматную площадку и вывел из строя сразу три 37-мм зенитных орудия 70-К.

  11

Ханс-Ульрих Рудель   

бомбы: две попали в правый шкафут в районе кают-компании, третья разорвалась на юте. Ещё одна бомба, срезав ствол 120-мм орудия № 13, взорвалась у борта. Одна из бомб, поразивших «Марат», была сброшена Руделем, другая - командиром 7./StG2 гауптманом Эрнстом Купфером.
    Ни одна из этих бомб не проникла в жизненно важные помещения, и потому оказались в основном разрушенными салон кают-компании и каюты офицеров. Однако от мощного сотрясения и воздействия осколков были выведены из строя кормовые 76,2-мм орудия, получили различные повреждения четвертая башня главного калибра, несколько 120-мм орудий, а также электрооборудование и ряд вспомогательных механизмов. Погибло 25 человек из экипажа. Сразу после окончания налёта «Марат» ушел своим ходом на Малый Кронштадтский рейд, ведя при этом интенсивный огонь по видимым береговым целям на южном берегу Финского залива. На другой день линкор перешел на Большой Кронштадтс­кий рейд, откуда 18 сентября его с помощью буксиров доставили в гавань и поставили у стенки Усть-Рогатки для исправления боевых повреждений и текущего ремонта.
    Теперь основной целью для StG2 стал Кронштадт - главная база Балтийского флота. Его противовоздушная оборона, включавшая как корабельную артиллерию, так и наземные зенитные части, насчитывала около 1000 орудий всех калибров. Рудель потом говорил о ней: «Оборона была просто убийственной, нигде потом в ходе войны я не видел ничего подобного».
    Ежедневно Кронштадт подвергался массированным налётам Люфтваффе. 21 сентября Руделю удалось прямым попаданием потопить эсминец «Стерегущий». Другие пилоты III./StG2 повредили ещё два эсминца — «Гордый» и «Грозящий». В течение этого дня «Марат» подвергся пяти атакам с воздуха, в каждой из которых участвовало по 20 — 40 самолётов, но ни одна из бомб так и не попала в него.
    В тот же день, 21 сентября, на аэродром Тирково были доставлены несколько 1000-кг бомб SB-1000, специально предназначенных для уничтожения таких крупных целей, как линкор. На аэродроме не было никакого специального оборудования для транспортировки таких бомб, и механикам пришлось сначала тащить их волоком к самолётам, а затем вручную подвешивать на «Штуки». Наконец, утром 23 сентября всё было готово.
    Рудель вспоминал: «Утром самолёт-разведчик сообщил, что «Марат» стоит в гавани Кронштадта, и, очевидно, он ремонтируется после наших атак 16 сентября. Небо совершенно чистое, никаких облаков, на море штиль. Русские истребители, действовавшие над узкой полосой побережья Финского залива, не могли оттеснить нас от цели и потому не принимались нами в расчёт.

    1 В немецких источниках говорится, что Рудель в тот день сбросил на «Марат» 500-кг бомбу.

  12

    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

Механики III./StG2 вручную волокут 1000-кг бомбу к самолёту.
Аэродром Тирково, Ленинградская обл., 21 сентября 1941 г.

Установка 1000-кг бомбы под Ju-87B.
Аэродром Тирково, Ленинградская обл., 22 - 23 сентября 1941 г.

  13

Ханс-Ульрих Рудель   

    Мы летим на высоте 3000 метров, и вот в 10-15 км перед нами мы видим Кронштадт. Время тянется невыносимо медленно. Зенитный огонь убийственный, в каждое мгновение можно ждать попадания, но мы со Штееном упрямо летим вперёд. Мы успокаиваем сами себя, говоря, что русские стреляют не в определённые самолёты, а просто ведут заградительный огонь.
    Нужно пролететь ещё несколько километров. Вскоре я вижу «Марат», стоящий немного в стороне от моего курса. Разрывы зенитных снарядов танцуют вокруг нас, вспыхивая всеми красками. И если бы всё не было так серьёзно, то происходящее можно принять за праздничный фейерверк. Я смотрю вниз на «Марат». За ним стоит крейсер «Киров» или это «Максим Горький»?
    Я поворачиваю голову и вижу в кабине летящего чуть впереди самолёта сосредоточенное лицо Штеена. Стараясь держаться как можно плотнее друг к другу, мы устремляемся вниз. Наш угол пикирования находится где-то между 70 — 8(7. Выпускаем тормозные щитки. В свой прицел я вижу «Марат». Мы летим вниз, почти падаем. Все зенитки теперь целятся только в нас, но теперь имеет значение только наша цель. Но что происходит ? Неожиданно я вижу, как дистанция до самолёта Штеена начинает увеличиваться. Неужели он убрал тормозные щитки, чтобы быстрее оказаться внизу?! Я немедленно делаю то же самое и ещё больше увеличиваю угол пикирования. Но я ошибся, Штеен не выпускал щитков, и теперь я стремительно догоняю его!
    Прямо перед собой я вижу испуганное лицо обер-фельдфебеля Лехманна (Lehmann) - бортрадиста-стрелка Штеена. Он ждёт, что я вот-вот своим винтом «срежу» хвостовое оперение их «Штуки». Я даю ручку ещё больше от себя и пикирую уже под углом в 90°! Это всё равно, что сидеть на бочке с порохом. Протараню ли я самолёт Штеена, который теперь почти «сидит» на мне, или же всё закончится благополучно?!
    Мы расходимся буквально в нескольких сантиметрах! Тем временем середина корабля находится точно в центре моего прицела. Мой Ju-87 продолжает пикировать, но цель по-прежнему остаётся в центре прицела. Я чувствую, что промахнуться просто невозможно. Теперь прямо перед собой я отчётливо вижу «Марат». По его палубе бегут матросы, видимо, они несут боеприпасы. Я нажимаю кнопку сброса бомб на ручке управления.
    Я продолжаю падать вниз с убранными тормозными щитками, и моя высота уже не более 300 метров. Гауптман Штеен говорил нам во время инструктажа, что при взрыве 1000-кг бомбы радиус разлёта её осколков составляет около 1000 метров, но я не думаю теперь об этом! Я изо всех сил тяну ручку управления на себя. Перегрузка слишком большая, у меня темнеет в глазах, и на какое-то мгновение я теряю сознание. Ещё не совсем придя в себя, я слышу в наушниках голос своего бортрадиста-стрелка фельдфебеля Шарновски: «Герр обер-лейтенант, корабль взорвался!»

  14

    ЛУЧШИЕ ПИЛОТЫ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ

Линкор «Марат» в гавани Кронштадта.
Снимок с немецкого самолёта-разведчика, утро 23 сентября 1941 г.

Гигантское облако взрыва над линкором «Марат». 23 сентября 1941 г.
Снимок сделан с одного из Ju-87 из III./StG2.

  15

Ханс-Ульрих Рудель   

    Мы летим на высоте 3 - 4 метров над водой. Я делаю лёгкий вираж и смотрю назад. Над «Маратом» в небо на высоту около 400 метров поднимается облако взрыва, по-видимому, это взорвался погреб с боезапасом ...
    Фотоснимки, сделанные затем с нашего последнего самолёта, позволили сделать вывод, что корабль разорвало на две части».
    Уже на выходе из гавани Кронштадта самолёт Руделя, продолжавший лететь на предельно малой высоте, попытались атаковать 3 советских истребителя. Два из них попали под огонь собственной зенитной артиллерии и были сбиты, но третий смог зайти «Штуке» в хвост и открыл огонь. Однако бортстрелок Руделя фельдфебель Шарновски не стал стрелять по нему, так как заметил, что позади него появился «Мессершмитт»1. Короткая очередь, и последний советский истребитель падает в воду.
    Бомба, сброшенная Руделем, попала в носовую часть «Марата» и вызвала детонацию боезапаса первой башни главного калибра2. В результате сама башня, «подпрыгнув», упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми с оглушительным лязгом и грохотом приподнялась и, завалившись на правый борт, рухнула в воду. Туда же улетела носовая дымовая труба. На своих командных пунктах и боевых постах погибли командир «Марата» капитан 2-го ранга П.К.Иванов, старший помощник капитан 3-го ранга В.С.Чуфистов и еще 324 человека из экипажа линкора. В командование кораблём вступил капитан 3 ранга Л.Е. Родичев.
    Собственно, в тот момент линкора «Марат» как боевой единицы уже не существовало. Носовая оконечность от форштевня до 20-го шпангоута лежала на фунте с креном на левый борт. Большая часть конструкций с 20-го по 57-й шпангоут была как бы выдрана из корпуса: в районе взрыва, при высоте борта в 14 м, неповреждённых участков у днища с правого борта осталось всего 4 м, а с левого борта - только 2,5 м. Остальная часть корабля от 57-го шпангоута находилась на плаву с креном на правый борт.

    1 Ju-87 из StG2 тогда прикрывали истребители Bf-109 из состава JG54.
    2 Интересно отметить, что и здесь между данными сторон есть расхождения. Так, по немецким сведениям, в «Марат» попала только 1000-кг бомба, сброшенная Руделем, а о попадании 1000-кг бомбы с Ju-87 гауптмана Штеена данных нет. В то же время советские моряки считали, что в «Марат» попали две бомбы по 500 кг, которые, разорвавшись с интервалом в доли секунды, и вызвали детонацию боезапаса первой башни главного калибра.

  16


Наверх

Назад

Просмотров: 3874 | Добавил: SG2_Shtossel | Дата: 22.10.2009 | Всего комментариев: 0



SG2 © 2024