|
Untitled Document
САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ
Часть 3, стр. 9-12
    В марте 1944 г. Рудель совершил свой 1500-й вылет, получил звание майора и стал командиром III./StG2, воевавшей в Приднестровье. В один из ясных дней в конце месяца его группа бомбила мост через Днестр в районе Ямполя. Оказавшись без истребительного прикрытия, "штуки" встретили эскадрилью Ла-5. Подбитый малоопытный ведомый пошел на вынужденную. Рудель приземлился рядом, пытаясь спасти экипаж, но одно колесо "намертво" засело в грязи. Все попытки двух экипажей ни к чему не привели. Вчетвером они спаслись бегством от приближавшихся советских бойцов, с крутого обрыва бросились в ледяную воду и переплыли Днестр, причем стрелок Руделя утонул в нескольких метрах от берега. На другом берегу они вновь натолкнулись на русских, Руделя ранили в плечо, но он вновь убежал, сказалась хорошая спортивная форма. Только через сутки он добрался до занятого немцами румынского города Флорешти. 29 марта его наградили высшей немецкой наградой - Бриллиантами к Рыцарскому кресту. К этому времени Руделя подбивали 6 раз.
   
1 августа 1944 г. майор Рудель стал командиром эскадры SG2, но в конце года удача отвернулась от счастливого аса - "штукаря". 17 ноября его ранили в бедро в районе Будапешта, но уже спустя несколько дней, сбежав из госпиталя, он летал с ногой в гипсе. 8 февраля 1945 г. в нескольких боевых вылетах в районе Лебуса Рудель спас от разгрома оборонявшийся от танков пехотный батальон, уничтожив, по его словам, 12 Т-34 и один KB (или ИС-2), но зенитным огнем был подбит и серьезно ранен в правую ногу. От смерти его спас стрелок Гадерманн, врач по образованию. Немедленно наложив на месте вынужденной посадки жгут, он спас его от смерти от потери крови. В полевом госпитале в Зеелове ему ампутировали правую ступню, в строй на костылях он вернулся спустя шесть недель в марте 1945 г. и с временным протезом продолжал воевать до 8 мая, совершив свой последний боевой вылет в Богемии. На следующий день он перелетел на Запад.
Сдавшись американцам в Китцингене, Рудель побывал в Англии и во Франции на допросах у союзников, прежде чем его отправили долечиваться в Баварию и сделали протез. В 1946 г. работал шофером, два года спустя эмигрировал в Аргентину, где устроился на авиазаводе. На протезе активно занимался горными лыжами и альпинизмом. В 1950-е годы вернулся в Германию. Умер в 1982 г.
   
К 2000-му вылету 1 июня 1944 г. на официальном счету Руделя числилось 223 танка, уничтоженных бортовым оружием и 78 - бомбами. Западные источники дают следующую статистику: на 28 марта 1944 г. - 208 танков, на 6 августа 1944 г. - более 300, на 23 декабря 1944 г. - 463, на 9 мая 1945 г. - 519.    
Всего за войну Рудель провел в воздухе на Ju-87 моделей В, D и G более 6000 летных часов, совершив 2530 боевых вылетов. На его личном счету есть уничтоженные линкор, крейсер, лидер эсминцев, 78 катеров, более чем 800 единиц авто- и бронетехники, 150 артиллерийских орудий, в том числе зенитных, 4 или 5 бронепоездов. На "штуке" он сбил два Ил-2 и один ЛаГГ-3.    
Отдавая дань уважения воле и мужеству достойного противника, его таланту летчика и превосходного тактика применения противотанковых самолетов, все же следует отметить, что многие его достижения, особенно в последний год войны, попахивают "охотничьими рассказами". Нет уверенности даже в достоверности числа его боевых вылетов. За апрель - май 1944 г. сделано 500 вылетов, т.е независимо от погоды в среднем по 8 вылетов в день, тогда "штуки" так летать уже не могли.    
Упомянем еще нескольких "противотанковых" асов, воевавших на Ju-87G. Это лейтенанты А.Корол (99 танков) и В.Ёсвиг (98), обер-фельдфебель Я.Ерстер (78). Их достижения не идут ни в какое сравнение с результатами Руделя, но надо учесть, что их общий срок службы не превышал одного года. |
|
Боевые "достижения" майора Руделя, "выставленные на всеобщее обозрение" в день его 2000-го боевого вылета 1 июня 1944 г.
Ju 87D на взлете
"ЛАПТЕЖНИКИ" ПОД ОГНЕМ СОВЕТСКИХ АСОВ
    Первые "встречи" советских летчиков со "штуками" состоялись во время гражданской войны в Испании, сохранилось сведения об одной из них, когда под Теруэлем Е.Степанов (автор первого в мире ночного тарана) атаковал "какой-то новый самолет мятежников, у которого в кабине, помимо летчика, есть стрелок с пулеметом, прикрывающий заднюю полусферу..."
   
Несмотря на то, что в 1941 г. "штуки", в значительной степени, считались устаревшими самолетами, мастерство и опыт летавших на них пилотов компенсировали многие недостатки. Постепенное усиление в ходе войны мастерства советских летчиков, количества и качества наших самолетов все чаще приводило к тому, что "охотник" Ju-87 сам превращался в добычу. Среди наших летчиков "лаптежник" не считался серьезным соперником, и в мемуарах многих асов нет достаточно подробных описаний боев со "штуками": "Сильный охотник не должен хвастаться, рассказывая, как он подстрелил, скажем, зайца... - так писал Б.Полевой в "Повеcте о настоящем человеке" о Маресьеве, вернувшемся в строй на протезах и сбившем в первом же бою две "штуки".
   
Главной задачей советских летчиков считалось не увеличить свой личный счет, а прикрыть наземные войска, то есть нарушить строй большой группы Ju-87, сбить ведущего, заставить группу сбросить бомбы на свои войска, не доходя до цели. Так, в основном, стремились действовать все наши летчики, воевавшие "не за премии и награды". Тем не менее отметим, что сбитая "штука" стоила "полторы штуки" -1500 руб. Для сравнения, за сбитый истребитель платили 1000 руб., бомбардировщик - 2000 руб.    
Мировым рекордсменом по числу сбитых Ju-87 в одном бою считается ст. лейтенант А.К.Горовец, зам. командира эскадрильи 166-го иап (88 гиап 2-й ВА). 6 июля 1943 г. в бою на Курской дуге на Ла-5 он в одиночку уничтожил 9 "штук". Подробности этого уникального боя в деталях неизвестны, но общее количество сбитых Ju-87 зафиксировано документально, хотя вопросы остаются. Расстреляв "поштучно" весь боезапас, беззащитный самолет Горовца стал легкой добычей истребителей противника. За этот бой ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
   
Такого же результата однажды добилась четверка Ла-5 из 41-го гиап, возглавляемая А.С.Куманичкиным, сбив осенью 1943 г. в районе Пирятина в одном бою девять Ju-87. 2 апреля 1944 г. на Ленинградском фронте четверка Ла-5 В.Г.Серова из 159 иап сбила семь "штук" и Bf-109.
   
Обычно в ходе воздушного боя наши летчики сбивали один - два "лаптежника", реже три. Дважды по три Ju-87 в одном бою сбивал Д.Б.Глинка, по одному "хет-трику" на счету К.А.Евстигнеева и Г.А.Речкалова, у него еще один "дубль" (два сбитых в одном бою). Три таких "дубля" имеет А.В.Ворожейкин.
   
Характерным в данном случае является послужной список нашего самого результативного аса И.Н.Кожедуба. Из 62 сбитых на его счету 18 Ju-87, причем только один "хет-трик" 2 октября 1943 г. в районе Бородаевки. |
|
Советские солдаты осматривают сбитый "лапоть"
    Свой боевой счет Кожедуб открыл в день знаменитого боя Горовца 6 июля 1943 г. сбитым Ju-87, а на следующий день уничтожил еще один. Еще всего два раза за войну - 1 и 12 октября 1943 г. он сбивал в одном бою по два "лаптежника".    
Нет точных данных, сколько "штук" на счету нашнго другого самого знаменитого аса А.И.Покрышкина. На Кубани он сбил, по неофициальным данным, от 9 до 13 Ju-87, в апреле в одном бою - три "лаптежника", а спустя несколько дней в составе восьмерки "аэрокобр" Р-39 разогнал три девятки "штук", лично сбив пять из них. Летом 1943 г. в боях на юге Украины Покрышкин сбил шесть Ju-87, а в 1944 г., фактически связанный запретом на участие в воздушных боях - четыре Ju-87. Последнюю "штуку" Покрышкин сбил 14 января 1945 г., атаковав ее в наборе высоты после взлета.    
У Покрышкина отсутствовало пренебрежение к посредственным летным данным этого самолета. Наряду с другими типами немецких самолетов в его блокноте есть схемы атак Ju-87: "сзади - снизу", "спереди - сверху" и "спереди - снизу". Многие его боевые друзья отмечают именно бой с большой группой Ju-87 и Hs-129 16 июля 1944 г. Возглавляя три четверки "аэрокобр" (две ударных и одна прикрытия), Покрышкин встретил в воздухе до 40 Ju-87 и Hs-129 под прикрытием восьмерки FW-190. Одна четверка прикрытия связала боем немецких истребителей, сам Покрышкин с ведомыми проскочил внутрь построенного штурмовиками оборонительного круга. Он первой же очередью сбил ближайший "юнкерc", выполнил левый боевой разворот и снова оказавшись внутри круга, сверху зажег второго, энергичным маневром вышел из-под атаки "фокке-вульфа" и в одиночку сбил еще два штурмовика. Всего в том бою группа Покрышкина уничтожила семь Ju-87, один Hs-129 и два FW-190, наши летчики потерь не имели.
   
Достижения других наших асов также выглядят убедительно, например, Ф.Ф.Архипенко из 30 сбитых лично и 14 в группе уничтожил около 20 Ju-87, Н.Д.Гулаев из своих 60 побед (57 + 3) сбил 15 "штук". Столько же на счету К.А.Евстигнеева (53 + 3). По 11 сбили П.И.Муравьев (37 + 2) и А.Д.Якименко (38), семь Ju-87 на счету Ш.Н.Кирия (30 +1). По пять "штук" сбили Н.Т.Китаев (34 + 8), В.В.Кирилюк (32 + 9) и А.М.Кулагин (23 + 3).
   
Наиболее полные сведения о сбитых "штуках" собраны по северному ТВД. В 1941 г. там потеряно 16 Ju-87, в 1942 г. - 18, в 1943 г. - 6 и в 1944 г. - 12 Ju-87. Из них зенитной артиллерией сбито 20 машин, истребителями - 12, у 8 причина гибели неизвестна, остальные потери - небоевые.    
Но медлительный и неманевренный "лаптежник" отнюдь не был беззащитен. Самой тяжелой и, что особенно обидно, нелепой потерей от "штуки" следует считать гибель 4 марта 1944 г. командира 9-го ГИАП полковника Л.Л.Шестакова (29 сбитых лично и 45 в группе, из них 8 еще в Испании). По воспоминаниям В.Д.Лавриненкова, Шестаков решил поучить своего молодого ведомого, как надо сбивать Ju-87. От точной очереди с близкой дистанции пикировщик взорвался в воздухе. Взрывной волной Ла-7 Л.Л.Шестакова опрокинуло, и самолет сорвался в штопор, высоты для вывода не хватило.    
В 1944 г. во время освобождения Крыма в боях принимали участие ночные подразделения на "штуках". Истребители из 8-й Воздушной армии Т.Т.Хрюкина пытались блокировать их аэродромы, определяя начало взлета по огням из выхлопных патрубков. Так продолжалось две ночи, а затем, как вспоминал Е.Я.Савицкий, полеты немцев над Сивашскими переправами возобновились, несмотря на то, что их взлеты не обнаруживали. Лишь после того, как сбили "штуку" с пламегасителями и пленный летчик подтвердил, что они стоят на всех ночных самолетах, изменили тактику блокирования. Всю ночь на взлетные полосы и самолетные стоянки немцев сбрасывали бомбы ОФАБ-50. Только таким образом удалось прекратить ночные бомбардировки Ju-87. |
|
Закономерный финал летной карьеры всех немецких асов. Экипажу этого Кавалера Золотого Рыцарского Креста на Ju-87G еще "повезло": они успели перелететь на запад из Чехословакии и сдаться американцам 8 мая 1945 г. на аэродроме Эшвеге.
Румынский Ju 87D, захваченный Красной Армией
Ju 87D на испытаниях в Советском Союзе
ИЗУЧЕНИЕ ТРОФЕЕВ
    За время войны немало "штук" попало к союзникам, в том числе и в руки советских войск. Впервые представители ВВС Красной Армии получили возможность изучить "штуку" в ходе Сталинградской битвы, когда, по крайней мере, 15 неповрежденных Ju-87D остались на аэродромах после капитуляции армии Паулюса. Среди них - "новогодний подарок" Ju-87D № 2481, JJ+HJ из I/St.G2, захваченный 30 декабря 1942 г. под Котельниково. В январе 1943 г. под Сталинградом захватили Ju-87D-3trop № 2754, предположительно из StG77. Его доставили в НИИ ВВС и долго ремонтировали, прежде чем в начале июля машину подняли в воздух.
   
Летные испытания подтвердили данные советской военной разведки, в целом соответствовавшие общей не слишком высокой предвоенной оценке "устаревшего, тихоходного и легко уязвимого" от наших истребителей самолета "с совсем маленькой скоростью". По-видимому лишь широкое и достаточно успешное применение "штук" на Восточном фронте и привело к испытаниям в НИИ ВВС. Здесь выяснилось, что несмотря на существенные конструктивные изменения "Доры", основные характерные признаки машины - неубирающееся шасси, подвесные закрылки и элероны, подкосы стабилизатора - сохранились. Но в то же время аэродинамика самолета заметно улучшилась, емкость бензобаков и бомбодержателей - увеличилась, оборонительное вооружение - усилилось. Хотя бронирование кабины и ряда агрегатов винтомоторной группы на Ju-87D-3 заинтересовало вооруженцев, наши авиаспециалисты посчитали его недостаточным и не в пользу "штуки" в сравнении с Ил-2. В боевых вылетах обычно требовалось сильное прикрытие истребителей.
   
К достоинствам Ju-87 как пикирующего бомбардировщика наши военные инженеры отнесли тормозные решетки и автомат пикирования, высокий фонарь кабины летчика с хорошим обзором и удобство прицеливания, трапецию для безопасного для винта сброса бомбы на пикировании. "Штука" устойчиво пикировала, без тенденций к затягиванию или рысканью, хотя в этом отношении наш Пе-2 был не хуже.    
Особенно заинтересовали специалистов последние достижения немецкой промышленности - радиополукомпас EZ-4, новейший высотомер, а также конструкция "воющей сирены". В память о начальном периоде войны и ужасающем воздействии на психику войск и гражданского населения, даже собирались выпустить опытную партию таких сирен на одном из заводов спецоборудования НКАП. Обратили внимание и на смотровой люк в носу кабины летчика для упрощения наводки на цель в начале пикирования, аналогичный рекомендовали сделать на советских пикировщиках."
   
18 марта 1943 г. в районе Брянска сбили новейший противотанковый "Густав" - Ju-87G-1 № 1097 (131097, DJ+FT) летчика обер-лейтенанта Г.Тренкмана. Самолет с места вынужденной посадки (или падения) эвакуировать не смогли, демонтировали лишь "изюминку" - противотанковые 37-мм пушки, которые затем отправили в тыл. В НИПАВ определили, что они незначительно отличаются от стандартных зениток Flak 18. Боезапас - 12 снарядов на ствол, и высокая начальная скорость снаряда - 1170 км/ч, делали "Густава" весьма опасным для "тридцатьчетверок" на прицельной дальности до 800 м, несмотря на значительный вес одной пушки с лафетом - 473 кг и большой разворачивающий момент при стрельбе из-за значительного разноса масс пушек под крыльями.
   
Вместо летных испытаний Ju-87G-1 инженеры НИИ ВВС В.Ф.Болотников, А.Г.Аронов и А.С.Розанов подробно допросили летчика Г.Тренкмана. Выяснилось, что он имел солидный летный стаж, отлично разбирался в авиатехнике и летал практически на всех типах немецких самолетов. Опытные летчики составляли большинство "истребителей танков", лишь такие хорошо подготовленные пилоты могли управиться с потяжелевшей и маломаневренной машиной. Как правило, они пикировали на советские танки под углами 10-12°, открывая огонь с высоты 50-100 м.    
Хотя работа над противотанковым "Илом" шла независимо от немцев, но появление "Густава" ее ускорило и инициировало сравнительные испытания противотанковых 37-мм пушек, созданных в СССР, США и Германии. В мае 1943 г. при стрельбе по трофейному танку T-IV пушка Flak 18 показала большую пробивную способность по сравнению с нашей НС-37 за счет превосходства в дульной мощности на 10%. Однако немецкая пушка была почти вдвое тяжелее НС-37 и в 1,5 раза уступала в скорострельности. К битве на Курской дуге успели подготовить небольшую серию противотанкового Ил-2 с 37-мм пушками Нудельмана и Суранова."    
Летом 1944 г. во время наступления в Белоруссии советские войска в районе Бобруйска захватили еще один Ju-87D № 7086, вероятно, принадлежавший I./SG1. О степени его исправности и полетах данных нет. |
ВЫПУСК САМОЛЕТОВ JU-87 ПО ГОДАМ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ МОДИФИКАЦИЙ JU-87
"ШТУКИ" В МУЗЕЯХ
    Из общего числа 5709 выпущенных Ju-87 до настоящего времени сохранились лишь три машины. Увы, ни одной из них не осталось в нашей стране, хотя в конце войны в Москве в парке им. Горького устроили выставку трофейной техники, где авиационный отдел был едва ли не самым впечатляющим. Сегодня это богатство можно наблюдать только на немногочисленных фотографиях, на одной из них хорошо видна "штука" на заднем плане, чуть закрытая величественным FW-200 "Кондор".
   
Один из сохранившихся Ju-87D-4, №494085, находится сейчас в музее Британских ВВС, в разделе, посвященном "битве за Британию". Другой самолет, модели Ju-87D-5, стоит в музее Науки и Промышленности в Чикаго, штат Иллинойс, США. Его захватили англичане в западной Сахаре и передали американцам. Он имеет код Lehrgeschwader 1, но входил в состав 1./StG1. На хвостовой части фюзеляжа желтая полоса быстрого опознавания. Еще один самолет, принадлежавший 3./StG5 (w/n 6234, код L1 + FW), 24 апреля 1942 г. был сбит огнем зенитной артиллерии в районе озера Шовна на севере СССР. Летчик лейтенант Р.Нейман вернулся в часть, а стрелок унтер-офицер К.Граф погиб. В 1992 г. машину достали из болота и вывезли в Англию для восстановления.
АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА №10 2001 год |
|
|