|
Untitled Document
САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ Часть 3, стр. 5-8
    К началу летнего сражения на Курской дуге в составе подразделений пикировщиков создали так называемые Panzerjager Staffelen - эскадрильи истребителей танков, такие как PZ.J.Sta/ StG2, где летал Рудель.
   
В начале июня 1943 г. для поддержки немецкого наступления южнее Курска сформировали так называемое "боевое соединение Купфер" (Gefechtsverband Kupfer). В него вместе с StG2 вошли I./StG1, II./StG77 и истребительная группа III./JG3. Незадолго перед наступлением на Курской дуге пилоты III./StG1, ведомые гауптманом Ф.Лангом, атаковали цели в районе Курска, пытаясь нарушить снабжение советских войск. Их целями были мост на реке Тим в 100 км восточнее Курска, железнодорожная станция Новосильцы в 60 км восточнее Орла, мост северо-восточнее города Ливны и его вокзал. В попытке разбомбить железнодорожную станцию Курск группа понесла тяжелые потери от истребителей, из 36 "штук" девять было сбито, столько же серьезно повреждено.
   
Операция "Цитадель" началась 5 июля, и в течение дня эскадры StG2, StG77 и Sch.G1 поддерживали наступление 2-го танкового корпуса СС, совершив за день всего 1406 боевых вылетов (в том числе StG2 - 487, StG77 -584). На их счет записали 7 уничтоженных танков, 30 орудий, 70 автомашин, 9 складов боеприпасов и топлива. Общие потери составили всего один FW-190 и один Hs-123. В первые дни наступления летчикам приходилось делать по 5-6 вылетов ежедневно. 6 июля StG2 и StG77 совершили в общей сложности 793 боевых вылета. За день они потеряли шесть "штук", в том числе пять от зенитного огня. 7 июля StG2, StG77 и Sch.G1 сделали 946 боевых вылетов, уничтожив 44 танка, 20 орудий и около 50 автомашин. 8 июля общее число вылетов составило 836, плюс еще 53 вылета совершили Hs-129B-2 с 30-мм противотанковыми пушками. За день уничтожили 88 танков, 5 орудий, 2 установки БМ-13, около 40 автомашин. Потери составили всего две "штуки". 9 июля три эскадры выполнили 882 налета, потеряв два Ju-87, 11 июля - 604, лишившись за день четырех "штук". Всего за 5-11 июля StG2 и StG77 потеряли 14 самолетов, среди погибших пилотов был командир 5.1 StG77 обер-лейтенант К.Фитцнер.
   
Постепенно немецкое наступление выдохлось, и советские войска перешли в наступление. "Штуки" Купфера в районе Карачева безуспешно пытались остановить советские танки, хотя некоторые военные историки утверждают, что именно "Боевое соединение Купфера" 19-21 июля 1943 г. под Карачевом спасло немцев от "второго Сталинграда".
   
В середине июля 3-я гвардейская танковая армия, в состав которой входил 1-й танковый корпус, за две недели боев потеряла две трети своей техники, а ведь корпус на 70% состоял из средних танков (574 танка Т-34). Еще более серьезные потери понесла 4-я танковая армия, потерявшая за 10 дней боев 84% "тридцатьчетверок" и 46% Т-70. В результате советское фронтовое командование подняло вопрос о срочном создании 37-мм зенитного самоходного орудия для борьбы с "Густавами". Но даже эффективные удары по танковым частям, обусловленные прежде всего недостаточным взаимодействием наземных войск и истребительной авиации, не могли остановить наступательный порыв Советской Армии.    
В июле-августе группа III./StG1 использовала аэродромы в Карачеве, Почепе в 75 км юго-западнее Брянска, и авиабазу Сеща севернее Брянска. В августе - сентябре "штуки" действовали с аэродромов в Полоцке и Гомеле. Основной район налетов находился севернее и северо-восточнее Брянска. Дважды они летали на пределе радиуса действия бомбить танки северо-восточнее Духовщины в Смоленской области. В сентябре - октябре с аэродрома Бобруйска III./StG1, несмотря на нелетную погоду, прикрывала наземные войска в районе Рогачева и бомбила танки, пытавшиеся форсировать Днепр. В середине ноября группу отвели в Вильнюс на отдых и переформирование. Здесь они получили новые Ju-87D. Краткий отдых "разнообразили" всего лишь одним боевым вылетом против партизан под городом Лида.    
5 октября 1943 г. произошла реорганизация структур люфтваффе. Если до этого момента эскадры "штук" официально подчинялись командующему бомбардировочной авиации, то теперь их объединили со штурмовыми соединениями и частями (Schlacht - S), подчинявшимися командованию "силами непосредственной авиационной поддержки". Полковник Э.Купфер (как и на Курской дуге), стал первым командующим этими соединениями и, в первую очередь, потребовал перевооружить все группы "лаптежников" на более современные штурмовики FW-190.    
18 октября "штуки" официально перестали быть пикировщиками, получив "штурмовые" обозначения SG (Schlachtgeschwader) вместо прежних StG с сохранением старых номеров, т.е. SG1, SG2, SG3 и SG77. Надо сказать, что немцы под впечатлением успешной боевой работы подразделений По-2 стали создавать подразделения ночных бомбардировщиков и штурмовиков. Туда входили различные устаревшие самолеты типа Не-60 и Аг-145, затем ночные штурмовые эскадрильи (Nachtschlachtstaffel) стали вооружать Ju-87D-7 и D-8. Позднее сформировали полки ночных штурмовиков в 1-м воздушном флоте (NSGr1, 3, 11 и 12), во 2-м воздушном флоте (NSGr9), в 4-м воздушном флоте (NSGr4 и 5), а также два полка в 6-м воздушном флоте.    
В ноябре 1943 г. большую часть Ju-87 перебросили с Севера под Ленинград. Оставшиеся в штурмовой эскадре SG5 самолеты в мае 1944 г. передали в состав 1./ и 2./NSGr8, позже на "штуки" перевооружили 3./NSGr8. Общая численность JU-87B/R в 1941-1942 гг. на северном ТВД колебалась в пределах 33-42 "штук", на 30 ноября 1943 г. сократилась до 13 Ju-87D-5, но 1 декабря 1944 г. на авиабазах Буде и Тронхейм советская авиаразведка зафиксировала еще около 20 "штук".    
Ночные бомбардировки в России немцы на Ju-87 совершали аналогично нашим По-2: не давая покоя противнику, изматывая его непрерывными ночными налетами. Около 300 "штук" с глушителями и пламегасителями входили в состав десяти полков Nachtschlachtgeschwader, каждый из них состоял из трех подразделений общей численностью в 60 боевых самолетов. Для проведения ночных атак на территории Италии люфтваффе создали NS69, усиленный за счет ранее созданного NS62, находившегося в Польше. Новые части укомплектовали самолетами Ju-87D-3 и разместили в районе Турина, предприняв серию неудачных налетов на мосты.    
Пробыв некоторое время на Восточном фронте, "штуки" из NS61 вернулись в Германию на аэродром в Южном Боннингардте. Здесь соединение пополнили самолетами Ju-87D-3 и D-5, а летчиков тщательно проинструктировали относительно предстоящих ночных налетов на огневые позиции артиллерии, бронетехнику и войска противника. Некоторые бомбардировщики оснастили осветительными ракетами для обнаружения целей, они выполняли роль самолетов наведения. Такие "штуки" часто становились жертвами английских ночных истребителей, легко их обнаруживавших. Самолеты из NS62, базирующейся на двух аэродромах близ Кельна, приняли участие в подобных операциях против союзников и в последней крупной операции люфтваффе, начатой 1 января 1945 г. в Арденнах. Позже атаки "ночников" время от времени повторялись, но благодаря хорошо организованной обороне налеты бомбардировщиков на мосты через реку Везер и мост Ремаген в Голландии оказались неудачными. Последний Ju-87 английский ночной истребитель сбил в самом конце войны, 23 апреля 1945 г.
   
В январе 1944 г. со Средиземноморья на аэродромы в Псковской области и Прибалтике перебросили эскадру SG3, хотя группа III./SG3 с октября 1943 г. до мая 1944 г. действовала в Крыму, затем недолго в Румынии и перелетела на аэродром Идрица на Псковщине только 1 июля 1944. Противотанковая группа 10.(Pz)/SG3 весной 1944 г. действовала в районе Тирасполя, затем в Крыму и Румынии и прилетела в Вильнюс 4 июля. Группа III./SG1 перелетела на аэродром Полоцк в начале января 1944 г., а 15 марта - в Оршу. Отсюда они летали бомбить советские войска на шоссе Смоленск - Витебск и от сильного огня несли серьезные потери. В марте их вновь отозвали в Вильнюс и перевооружили на FW-190. |
|
Итальянский Ju 87В
Венгерский Ju 87D
Подготовка к вылету румынского "лаптежника"
    К концу войну применение "штук" становилось все более ограниченным как на Восточном, так и на Западном фронтах. По советским данным, потери "лаптежников" от зенитной артиллерии в 1943 г. составили 2700 машин, хотя эта цифра явно преувеличена. Наибольшее количество "штук" числилось в дневной штурмовой авиации люфтваффе к 1 января 1944 г. - 533 (на 1 января 1943 г. - 391, 1 мая - 502, 1 сентября - 414). Одними из последних на Восточном фронте большие группы "лаптежников" по нескольку десятков самолетов встречались в мае 1944 г. под Яссами (сказалась эвакуация из Крыма). К 1 ноября 1944 г. в люфтваффе насчитывалось только 213 Ju-87, 1 января 1945 г. -185, к 12 апреля - 200.    
На Западе потери "штук" также возрастали. 22 июля 1944 г. несколько американских "Мустангов" из 307-й эскадрильи 31-го истребительного авиакрыла 15-й воздушной армии в районе польского города Мельце сбили 21 Ju-87D, не потеряв при этом ни одного своего самолета.
Под занавес своей карьеры "штуки" опять "прославились" в Польше, вновь совершая пиратские налеты на беззащитную Варшаву во время вспыхнувшего там восстания в конце лета 1944 г. С аэродрома Океце Ju-87D из NSGr9 безнаказанно бомбили жилые кварталы и слабозащищенные позиции восставших горожан до сентября 1944 г., пока над городом не стали появляться советские истребители.
   
Соединения "лаптежников" успели проявить себя и в период тяжелых боев в районе озера Балатон в Венгрии в конце 1944 - начале 1945 гг. Позднее отдельные встречи со "штуками" на Восточном фронте еще случались, но это были уже исключения из общего правила, так как к концу войны осталась только одна дневная группа на Ju-87 - III./SG2.
   
В последние месяцы и недели войны "штуки" моделей D-7 и D-8 эпизодически использовались на Западном фронте, в основном, под Арденнами и на севере Италии, где они также понесли большие потери.    
Последние 174 бомбардировщика модели Ju-87G-2 построили на заводе в Лемвердере, после чего еще в октябре 1944 г. производство всех моделей Ju-87 было прекращено. |
ИНОСТРАННЫЕ ЛЕГИОНЫ "ШТУК"
    Как уже упоминалось, бомбардировщики Ju-87B-2 и R-2 воевали в составе итальянских Reggia Aeronautica, первых среди стран - сателлитов Германии получивших "штуки". Поставки самолетов мелкими группами продолжались с большими интервалами в течение двух лет до конца 1942 г. В следующем году к 96-й, 97-й и 110-й группам присоединилась 121-я группа майора Л.Орландини, получившая 46 Ju-87D-2 и D-3. Итальянцы на этих машинах сначала отражали высадку союзников на Сицилию, а затем, после перехода Италии на сторону союзников, на этих же машинах наносили удары по позициям немецких войск.
   
В венгерских военно-воздушных силах первые "штуки" (четыре Ju-87A и два Ju-87B) появились в 1940 г. Их использовали в учебных целях. В 1943 г. венграм отдали еще 45 устаревших Ju-87B-1 и 12 Ju-87D-1 и D-3. Сформированная из них эскадрилья пикирующих бомбардировщиков 102/1. капитана Ено Кореши воевала на Восточном фронте до последних дней войны. В 1944 г. 14 "штук" модели D-5 получила еще одна эскадрилья 102/2., уже в ноябре сменившая их на FW-190F-8.
   
Самое большое число пикировщиков Ju-87 имелось в составе румынских королевских военно-воздушных сил. Желая защитить принадлежавшие ей жизненно важные месторождения нефти, расположенные на территории Румынии, гитлеровская Германия щедро снабдила румынскую военную авиацию своими боевыми самолетами. Осенью 1940 г. немцы передали им 40 Ju-87В-2, использовавшихся вместе с двадцатью румынскими дивизиями в боях на Украине осенью 1941 г. в составе сформированных 84-й, 85-й и 86-й эскадрилий 6-й группы пикировщиков (по другим данным, их использовали лишь как учебные).    
Летом 1943 г. 6-я группа получила в подкрепление более ста Ju-87D, затем им передали еще 115 Ju-87D-1, D-3 и D-5 для перевооружения 3-й бомбардировочной группы. 23 августа 1944 г. Румыния капитулировала, на следующий день объявив войну Германии. Единственный в ВВС Румынии немец-инструктор успел перелететь к своим. Позже оставшиеся "Юнкерсы" воевали против немцев. Из них сформировали 74-ю эскадрилью, и вместо прежнего желтого креста машины получили новые отличительные знаки ("кокарды") - красные, желтые и голубые круги. В 1942 г. Болгария получила 12 Ju-87R-2 и R-4, а в 1943 г. - 32 Ju-87D-2, D-3 и D-5. Болгарские "штуки", переименованные в "щуки", участвовали в налетах на Югославию. В сентябре 1944 г., когда советская армия освободила Болгарию от гитлеровцев, эти самолеты также оказались на службе у своего недавнего противника. 29 Ju-87D из 1-го авиаполка воевали с немцами на территории Венгрии до последних дней войны.    
В отличие от остальных "союзников", кроме венгров до конца войны верными немцам оставались только хорваты. Бомбардировочный отряд 15./ KG3 имел несколько Ju-87, периодически привлекавшихся для бомбежек партизан маршала И.Тито. В 1944 г. их частично перевооружили на Ju-87R-2 и передали в состав 4-го воздушного флота немцев, где они воевали до апреля 1945 г.    
В Словакии в 1943-1944 гг. организовали собственное производство "штук", завод в Тренчанске Бискупице получил заказ на 50 машин, первую из которых передали словацким ВВС 1 июня 1944 г. Несколько построенных до словацкого восстания Ju-87D-5 частично попали в руки немцев, частично были уничтожены американцами во время налетов. После окончания войны некоторое количество Ju-87D-5 состояло на вооружении чехословацких ВВС под обозначением В-36.    
На "штуках" в составе немецких ночных штурмовых групп в Прибалтике также воевали латыши, литовцы и эстонцы. К концу 1943 г. прибалтийских добровольцев вместе с русскими летчиками, согласившихся вступить в "Русскую освободительную армию" (РОА) генерала Власова, отправили на Восточный фронт, где из них в составе 1-го воздушного флота образовали так называемую "Вспомогательную ночную штурмовую группу "Остланд" (Erqanzunqsnachtschlachgruppe Ostland). В нее вошли 11-я штурмовая группа NSGr.11, сформированная 18 октября 1943 г. в Йеве из эстонцев, и 12-я группа NSGr.12, созданная 14 мая 1944 г. в Лиепае из литовцев. Обе вооружили разномастным немецким старьем типа Ar-66С, Go-145, Не-46 и Не-50, а также трофейными "Фоккерами". В 1944 г. они воевали в Прибалтике, и 17 сентября после вступления туда советских войск, были расформированы. Летчиков, не успевших разбежаться и оставшихся в строю по другим мотивам, уже не выделяли в отдельные национальные авиачасти, и распределили по подразделениям люфтваффе. В нашей литературе их почти не упоминали, но все они действовали достаточно эффективно, зачастую даже более успешно, чем чисто "арийские" подразделения.
   
В апреле 1945 гг. в боях против Советской Армии принял участие так называемый 1-й авиаполк ВВС РОА (1.Fliegerregiment), сформированный в Хебе из пленных советских летчиков. Командовать полком назначили русских летчиков-эмигрантов, служивших в ВВС Югославии: командир - полковник Л.И.Байдак, до войны командовавший 5-м полком югославских ВВС и прославившийся в воздушных гонках 30-х годов. Начальником штаба стал майор С.К.Шебалин. По плану полк должен был иметь смешанный состав и состоять из шести эскадрилий, в том числе истребительной и штурмовой на 12 Ju-87D. Эскадрилью перебазировали в Немецкий Брод и с учетом все более осложнявшейся ситуации на фронте превратили в ночников, обозначив как 2-ю эскадрилью ночных штурмовиков (Nachstchlahtstaffel 2). Начиная с 13 апреля, они воевали с советскими войсками, форсировавшими Одер, и прикрывали с воздуха 1-ю пехотную дивизию РОА. Сведения о боевых действиях практически не сохранились: в последние недели и дни войны было не до оформления рапортов и донесений, кроме того, в суматохе часть документов была утрачена. Достоверно известно только, что истребители и штурмовики успели сделать боевые вылеты, но как-то повлиять на развитие ситуации уже не могли.
   
Окончательный разрыв власовских и немецких летчиков произошел в дни Пражского восстания на аэродроме Ружин. Немцы, совершившие несколько вылетов по восставшим, после блокирования аэродрома власовцами, перестали доверять "коварным русским", а те сожгли запасы бензина, побросали самолеты и двинулись навстречу американцам. Большинство попало в плен к Красной Армии, а тех, кто сумел сдаться американцам, впоследствии также передали советским властям. Лишь один летчик улетел в неизвестном направлении, также сумели бесследно исчезнуть имевшие опыт эмигранты - полковник Байдак и два офицера его штаба.    
В 1-м авиаполку ВВС РОА планировали также создать вспомогательную эскадрилью, вооруженную самолетами Не-111, Bf-109 и Ju-87 (по две машины каждого типа). Сведений об окончании ее формирования нет, во всяком случае на фронт она не попала. |
КОМАНДИР "СЧАСТЛИВОЙ ШТУКИ" ГАНС-УЛЬРИХ РУДЕЛЬ...
Г. Рудель
    Легендарная боевая карьера "штуки" во многом обусловлена заслугами летавших на ней пилотов. Они были не только хорошо обученными, но и очень храбрыми молодыми людьми, лишь немногие из них были старше 28 лет. Помимо этого, у них было нечто большее, чем просто храбрость - у них был тот неуемный дух агрессивности, желание и страсть схватиться с врагом, всегда отличавшие лучшие войска всех армий мира. Практически все пилоты "штук" обладали этим духом в полной мере, и именно он заложил основу той легендарной репутации, которую получили Ju-87 во время захвата Польши и Франции.    
Но из 307 асов штурмовой авиации - кавалеров Рыцарских Крестов, причем около полусотни из них также получили "довески" в виде Дубовых Листьев, Мечей и даже Бриллиантов к своим Крестам, самым знаменитым, смелым и предприимчивым был Ганс-Ульрих Рудель.
   
Менее чем за четыре года боевых действий он сделал наибольшее количество боевых вылетов - более 2500. Рудель начал войну лейтенантом и закончил ее полковником, командиром старейшей и наиболее известной эскадры SG2 "Иммельман", к концу войны превратившейся из бомбардировочной в штурмовую. К этому времени Рудель получил за храбрость все высшие награды "третьего рейха", в бою потерял ногу, но вернулся в строй, и его можно сравнить с летчиками других воюющих стран - нашими А.Маресьевым и З.Сорокиным, англичанином "жестянноногим" Дугласом Бэдером и другими.
   
Рудель родился в 1916 г. в Силезии в семье священника. В детстве он не выглядел ни слишком храбрым, ни слишком умным, но любил спорт. В 1936 г. курсантом вступил в ряды люфтваффе. Первый самостоятельный полет совершил в июле 1937 г. на FW-44. Пройдя курс летной подготовки, он попытался добровольно попасть в группу переучивания на пикировщики, но инструкторы не слишком высоко оценивали его способности. В результате он оказался на курсах воздушных разведчиков, и в Польской кампании летал наблюдателем в дальних развед-полетах. Для Руделя, как и для многих молодых летчиков, считавших службу в рядах эскадр пикировщиков самой увлекательной в люфтваффе, это была скучная работа. Его рапорты о переводе в части "штук" постоянно отклонялись до марта 1940 г., а после переучивания его направили в одну из учебных групп в Штутгарте, где он пропустил "французский блицкриг".    
В то время многие "несчастья" Руделя во многом обуславливались его характеристикой, написанной старшим инструктором летной школы: "Рудель скучный и вялый человек, странный парень, у которого единственный внеслужебный интерес, похоже, спорт. Он не курит, пьет только молоко, и у него нет подружек..." Попав в действующую часть I/StG2, он вновь "попал в зубы" этому инструктору, ставшему адъютантом группы. О "маршальском жезле" на время пришлось забыть - во время высадки воздушного десанта на Крите Рудель перегонял самолеты вне зоны боевых действий.    
Легендарная карьера Руделя началась только после переброски его части на Восточный фронт. Первое боевое задание Рудель выполнил в составе I./StG2 в 03.00 23 июня 1941 г. В тот день до заката он совершил четыре боевых вылета. Летом "короли воздуха" без противодействия практически непрерывно висели над нашими отступающими войсками и беженцами, иногда неделями совершая до восьми боевых вылетов в день.    
В один из июльских дней подбитый зениткой напарник Руделя совершил вынужденную посадку на территории противника. Рудель попытался приземлиться рядом и вывезти экипаж, но сам получил с земли пулеметную очередь в маслорадиатор. Вместо подвига пришлось думать о собственном спасении, он еле-еле перетянул через линию фронта. За первую неделю войны его эскадра StG2 потеряла 14 "штук", а 24 июля он совершил свой 100-й боевой вылет.
   
18 августа на выходе из пикирования при атаке железнодорожной станции Чудово Рудель "побрил" верхушки берез и привез на аэродром "дрова". Тогда новый командир III./StG2 гауптман Э.-З.Штеен, которому смелый пилот приглянулся, сказал о "Руделе: "Он - лучший в моей группе! Но этот сумасшедший долго не проживет".
   
В сентябре 1941 г. на долю Руделя пришелся один из самых больших успехов немцев на Ленинградском фронте. Две группы его эскадры перебазировались на аэродром Турково под Лугой, откуда летали бомбить Ленинград и корабли в Кронштадте. Утром 23 сентября три эскадрильи со специально доставленными из Германии бронебойными 1000-кг бомбами PC1000RS, взяли курс на гавань Кронштадта, где находились главные силы Балтийского флота, в том числе линкоры "Октябрьская революция" и "Марат". "Штука" Руделя шла в головном звене прямо позади машины назвавшего его сумасшедшим комэска.    
Как вспоминал Рудель, был ясный день - безоблачное голубое небо, не "омрачили" его и советские истребители. На высоте 3000 м примерно в 15 км от Кронштадта немцев встретил шквал зенитного огня. Рудель написал, что "он был убийственным, Иваны не стреляли по отдельным самолетам, а создавали заслон... Если бы это не было так опасно, я мог бы описать это как карнавал в воздухе". Пытаясь уклониться от огня, "штуки" перемешали строй, но Рудель как привязанный следовал за хвостом командирской машины. Когда тот выпустил тормозные щитки, Рудель последовал за ним в пике с углом 70-80°. С пронзительным ревом пикируя на "Марат", Рудель увидел, что комэск убрал щитки и снова повторил его действия. Скорость обеих "штук" резко увеличилась и, к очевидному ужасу стрелка ведущего, чье лицо было впереди всего в нескольких метрах, самолет Руделя стал догонять переднюю машину. Чтобы не столкнуться, Рудель отдал от себя ручку и увеличил угол пикирования, начав падать практически отвесным. Едва не столкнувшись с ведущим, летчик увидел, что теперь ему навстречу летит огромный "Марат" с матросами, суетившимися на палубе. На высоте 300 м, удерживая корабль в прицеле, Рудель нажал кнопку сброса бомбы и одновременно сильно потянул ручку на себя. Перегрузка на выходе из пике настолько превысила допустимые пределы, что летчик на несколько секунд потерял сознание. Когда оно вернулось, он обнаружил свой самолет летящим всего в 3-4 м над водой и услышал стрелка, возбужденно кричащего по переговорному устройству: "Корабль взорвался!... Ты должно быть попал ему в артиллерийский погреб". Действительно, серо-черное облако поднялось на высоту полкилометра, силой взрыва корабль раскололся надвое, и носовая часть сразу же затонула. "Из спортивного интереса" Рудель страстно желал попасть и в другой линкор -"Октябрьскую революцию". И однажды это ему якобы удалось, но 1000-кг бомба не взорвалась!    
В октябре III./StG2 перебросили на центральный фронт. Осень и начало зимы в том году в России были очень суровыми, в ноябре температура по ночам опускалась до -40°С. Эскадра Руделя базировалась в районе Смоленска, и в его мемуарах значительное внимание уделено тем трудностям, с которыми встретились немцы, летая и обслуживая самолеты в таких условиях. Количество исправных машин в эскадрильях резко упало, двигатели днем и ночью прогревали каждые полчаса, накрывая капоты соломой и одеялами. Резко сократилось число летных дней из-за туманов и снегопадов. Однажды, потеряв в тумане ориентировку, Рудель пошел на вынужденную и попытался "дорулить" до своего аэродрома, пока не уткнулся в железнодорожный переезд. В тот же день он был в воздухе на другой машине.    
24 сентября 1942 г. Рудель первым среди пилотов штурмовой авиации совершил 500-й боевой вылет. В январе 1942 г. Руделя направили в краткий отпуск, затем послали передавать боевой опыт в школу летного мастерства в Граце. Здесь он увлеченно занимался любимыми видами спорта - метанием диска и копья, и толканием ядра. Он оставался убежденным трезвенником, позже за ним по пятам ходила поговорка: "Major Rudel trinkt nur sprudel" (Майор Рудель пьет только минеральную воду).
   
В Граце "летно-спортивные" тренировки продолжались до июня 1942 г., пока он вновь не попал в свою старую летную группу на Северо-Кавказском направление. По пути Рудель переболел желтухой, но, не долечившись, продолжал летать. "В этот игре, - говорил он сам себе, - ты не можешь себе позволить слишком долго не быть в боях, ты можешь пропустить какую-нибудь новую тактику противника или самолет". Вновь ежедневное число боевых вылетов доходило до восьми, а 22 ноября Рудель стал командиром 1-й эскадрильи I/StG2, совершая невероятное количество боевых вылетов, тем более что наступавшие советские танки почти подошли к их аэродрому. Утверждали, что в течение 25 ноября обер-лейтенант Рудель бомбил подошедшие к своему аэродрому танки не менее 17 раз!    
10 февраля 1943 г. в районе Изюма он совершил 1000-й боевой вылет и стал широко известным в Германии. Для восстановления сил после болезни Рудель получил двухнедельный отпуск, затем его направили в Брянск для испытаний новых противотанковых "штук", сведенных в специальное соединение. В битве на Кубани первыми целями противотанковых 37-мм авиационных пушек стали десантные суда на Черном море. Руделю на самолет установили кинокамеру, пленки позже демонстрировали в выпусках немецкой кинохроники. Подсчитали, что Рудель в течение трех недель потопил около 70 мелких судов.    
Летом 1943 г. во время Курской битвы Рудель на "Густаве" подбил свой первый танк, чуть не ставший последним. Позже писал: "Я был неопытен и летел очень низко, сзади приближаясь к танку в пологом пике. Я нажал на гашетку, когда был примерно в тридцати метрах. Я дал короткую очередь, последовал ужасающий взрыв, и когда я вышел из пике, то обнаружил, что мы летим в большой очаг огня. Я удивлен, что мы прошли его без повреждений, мой стрелок тоже; он сказал, что танк взорвался как бомба и он видел его падавшие позади нас обломки..." Вскоре Рудель разработал тактику применения Ju-87G, атакуя советские танки с борта или кормы, где броня была тоньше. Ко всему это давало дополнительный шанс на спасение экипажу: если самолет будет подбит на небольшой высоте - не надо разворачиваться в сторону своих позиций. В мемуарах Рудель вспоминает, что в один из дней советского контрнаступления уничтожил 12 танков.
АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА №10 2001 год |
|
|