Четверг, 16.05.2024, 10:47
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог статей
Статьи
на
Schlachtgeschwader 2 "Immelmann"


Untitled Document

САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ
Пикирующий бомбардировщик

ЮНКЕРС Ju-87

Часть 3
БОЕВАЯ КАРЬЕРА - МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ - ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ

Ju 87В летят к цели

Пилот "лаптежника" пикирует на город

    Подготовка к вторжению в Советский Союз началась вскоре после захвата Польши. Уже в октябре 1940 г. вдоль новой советско-германской границы построили аэродромы. Сначала их использовали лишь для испытаний самолетов, но после отвода войск и боевой техники из Греции, Франции и острова Крит эти аэродромы задействовали в подготовке операции "Барбаросса".
    На момент вторжения в состав 8-го авиакорпуса входили штаб, II. и III./ StG1 с 77 самолетами (57 боеспособных), штаб, I. и III./StG2 с 83 самолетами (46 боеспособных). 2-й авиакорпус имел штаб, I., II. и III./StG77 с 122 самолетами (94 боеспособных). Все соединения входили в состав 2-го воздушного флота генерала Кессельринга группы армий "Центр". На севере в Норвегии в 5-м воздушном флоте дислоцировались 42 Ju-87 (36 боеспособных) из IV (St.)/LG1 (по состоянию на 29 июня - 33 Ju-87R под командой капитана А.Блазига). 20 июня 1941 г. "штуки" из I./StG77 прибыли на аэродром Бяла-Подляска в 50 км от границы с СССР в районе Бреста. Основной задачей группы в первые дни боев на Восточном фронте являлась поддержка с воздуха 2-й танковой группы генерала Г.Гудериана.
    Начало восточной кампании для "штук" мало чем отличалось от "блицкрига" на Западе. Потеряв в первые же часы войны значительную часть своих самолетов прямо на аэродромах, советская авиация надолго утратила господство в воздухе. Ju-87 из III./StG1 действовали на острие наступающих немецких войск в Белоруссии, а "штуки" из I./StG2 под командованием гауптмана Х.Хичхольда поддерживали немецкие части, наступавшие в районе Белостока, Вильнюса и Витебска.
    Рвущиеся вперед бронетанковые части вермахта постоянно требовали поддержки с воздуха, в итоге только за первую неделю боев эскадра StG1 трижды перебазировалась на необорудованные посадочные площадки и оказалась в 600 км от границы. Для поддержки сухопутных частей наблюдатели люфтваффе при тесном взаимодействии с армейскими командирами координировали удары "штук" по огневым точкам противника, которые гитлеровцы не смогли подавить без помощи авиации. Количество боевых вылетов доходило до шести в день. Как это выглядело с земли летом 1941 г., лучше всего свидетельствуют документальные и художественные публикации К.Симонова. Бесчинствуя на дорогах, забитых беженцами и отступающими дезорганизоваными войсками, гитлеровские летчики могли позволить себе "охотиться" за отдельной автомашиной или повозкой, группой людей или даже отдельным человеком. Но вскоре ужесточившееся сопротивление Красной Армии отучило их от этих привычек. С началом войны против СССР Ju-87 за неубирающиеся шасси получил у бойцов презрительную кличку "лаптежник" ("лапотник" или просто "лапоть"), которая на многие послевоенные десятилетия "прилипла" к этой машине ("штукой" в нашей литературе она стала только в конце 80-х, когда начали печатать западные переводы).
    Потери Ju-87 в начальный период войны были незначительны, даже по сравнению с самолетами других типов. Среди множества различных машин, сбитых нашими летчиками 22 июня (30 сбитых +15 тараненных), отмечен всего один Ju-87. Его таранил лейтенант А.И.Пачин из 127-го ИАП в районе г. Гродно между 10 и 11 часами утра. За этот подвиг летчика наградили посмертно.
    Вместе с тем уже в первые дни и недели войны многим прославившимся на Западе именитым "штукарям" как следует "досталось на орехи". Менее чем за три недели боев командира III./ StG1 гауптмана Г.Махлке трижды сбивали за линией фронта в расположении советских войск. Дважды он сам выбирался обратно, а в третий раз, 8 июля, атакуя танковую колонну, был тяжело ранен и его вывезла из-за линии фронта специальная поисковая группа. 23 июня 1941 г. Ju-87B из I./StG2 во время штурмовки колонны советских войск на шоссе Каунас-Вильнюс сами попали под огонь советских истребителей. В воздушном бою сбили командира группы Х.Хичхольма. Он сел на вынужденную и был вывезен приземлившимся рядом командиром 3./StG2 обер-лейтенантом Б.Фрейтагом.
    Огромная протяженность Восточного фронта заставляла командование люфтваффе быстро перебрасывать соединения пикировщиков с одного участка фронта на другой. Уже 3 июля I./StG77 перебросили на южный фланг Восточного фронта, она действовала с аэродромов в Яссах и Бельцах. В одном из вылетов командир группы обер-лейтенант Г.Брук точным ударом уничтожил мост через Днестр. "Не трогали" только северную группу IV/LG1, весь 1941 г. активно поддерживавшую наступление горнострелкового и 36-го армейского корпусов. Привлекались они и для борьбы с обстреливавшими немецкие позиции кораблями Северного флота. После стабилизации линии фронта группа "штук" (с 1942 г. - I./StG5, командир - гауптман Х.-К.Штепп) стала наносить удары по Мурманскому порту и разгружавшимся в нем транспортам. Атаки союзных конвоев в море были сравнительно редки, так как малый радиус действия позволял атаковать корабли только у входа в Кольский залив. Другими важными целями для базировавшихся на финском аэродроме Рованиеми Ju-87 стали Кировская железная дорога и береговые батареи на полуострове Средний, блокировавшие Петсамо.

Король Румынии Михай и премьер-министр Антонеску
в "гостях" у Ju 87 из St.G.77 в Яссах

Один из балтийских линкоров под бомбами "лаптежников"

    В середине лета 1941 г. подразделения "штук" рассредоточили по трем основным направлениям. Группу армий генерал-фельдмаршала фон Лееба, наступавшую на Ленинград, усилили двумя группами StG2, вошедшими в состав 1-го воздушного флота. I./StG2 действовала в районе Ленинграда, озера Ильмень и Волхова, в сентябре 1941 г. неоднократно проводила массированные налеты на Ленинград, Так, 19 сентября в 6 налетах принимало участие 276 "штук".
    Неподвижные корабли в гавани Кронштадта, не смотря на сильное зенитное прикрытие, не могли отразить удар групп в 30-40 Ju-87 из I. и III./ StG2. 16 сентября 500-кг бомба SD500 попала в линкор "Октябрьская революция", через три дня аналогичное попадание получил линкор "Марат". 21 сентября 1941 г. "штуки" из 7./StG2 во главе с гауптманом Э.Купфером вновь атаковали корабли Балтфлота в Кронштадте. Бомба, сброшенная Купфером, попала в эсминец ("Гордый" или "Грозящий"), в тот же день X. У.Рудель точным попаданием бомбы SD500 потопил эсминец "Стерегущий" 23 сентября Рудель угодил 1000-кг бронебойной бомбой PC1000RS в носовую часть линкора "Марат", вызвав детонацию боезапаса главного калибра носовой части. Линкор разорвало надвое, носовая часть затонула, но впоследствии моряки сумели оживить две кормовые башни главного калибра, которые в октябре вели огонь по немецким батареям. Другими попаданиями летчики уничтожили лидер "Минск", подводную лодку М-74, сторожевик "Вихрь", тральщик № 31. В этих налетах "штука" Купфера трижды была серьезно повреждена, и трижды он совершал вынужденую посадку в расположении своих войск, в последний раз получив серьезные травмы.
    Эскадра StG1 весь 1941 г. действовала на центральном направлении, участвуя в Московской битве. В конце сентября им в помощь на аэродром Велиж в Смоленской области перебросили из под Ленинграда I./StG2. 30 сентября началась операция "Тайфун" - наступление немецких войск на Москву. В первый же день наступления 2-я танковая группа генерал-полковника Г.Гудериана прорвала левый фланг Брянского фронта и вышла в тыл 13-й советской армии. В октябре Ju-87 из I./StG2 активно атаковали советские части в районе Смоленск - Вязьма - Калинин. В течение 4 октября Ju-87 совершили 152 боевых вылета, атакуя войска в районе Белый - Сычевка - Вязьма. Эскадра StG2 потеряла три самолета, отражая контрудар группы генерала Болдина. Затем Ju-87 совершили еще 202 боевых вылета в районе Брянск - Спас-Деменск, уничтожив 22 танка, в том числе 4 тяжелых КВ-1, около 450 автомобилей и 3 хранилища топлива. К 7 октября, когда в районе Брянск - Вязьма в огромном "котле" оказались окружены несколько армий Западного и Резервного фронтов, Ju-87B из StG2 группами по 25-30 самолетов беспрерывно атаковали окруженные войска, не давая им возможности организовать прорыв. В течение только одного дня (7-го) они уничтожили около 20 танков, 34 артиллерийских орудия и около 650 автомобилей, а 13 октября в районе Вязьмы - еще 23 танка.
    В ходе наступления на Москву все увеличивалась мощь сопротивления советских войск. Сильное истребительное прикрытие ПВО Москвы не позволило в полной мере проявить "штукам" свои "пиратские" наклонности. Их участие на главном направлении было ограниченным, хотя осенью в районе Смоленска и Рославля базировались I. и III./StG2, II. и III./StG1, к ним позже присоединилась и StG77 подполковника фон Шенборна.
    В декабре 1941 г. зенитная артиллерия Западного фронта вместе с зенитчиками ПВО Москвы сбила 64 немецких самолета, из них 12 Ju-87. По немецким данным (с особой системой зачета, по которой вынужденная посадка на своей территории боевой потерей не считалась, даже несмотря на списание машины) эскадра StG2 с 22 июня по 12 октября потеряла всего 22 машины (около 25% двух воюющих групп). На 27 сентября потерянными числились 146 "штук". По немецким данным, до конца 1941 г. всего потеряли 394 Ju-87, из них 281 - безвозвратно. Для сравнения, за период 1 июля 1940 г. - 22 июня 1941 г. потери "штук" во всех Европейских кампаниях составили 477 машин, в том числе 283 ремонту не подлежало.
    В СССР на необорудованных полевых аэродромах громоздким, неповоротливым Ju-87 приходилось труднее, чем самолетам других типов. В то же время "штуки" в воздухе и на земле показали себя достаточно неприхотливыми машинами, их техническое обслуживание было достаточно простым и нетрудоемким, что делало эту боевую машину популярной среди летчиков и техников. Например, замену двигателя можно было произвести, лишь развинтив болты, поскольку вся моторная секция была съемной.

Ju 87D в зимнем камуфляже


"Лаптежники" над Сталинградом

    Наступившая в последней декаде октября 1941 г. "русская зима" с сильными морозами принесла немцам много хлопот. Подавляющее число авиационных моторов было жидкостного охлаждения, в том числе - Jumo211. Технический персонал люфтваффе некоторое время не мог обеспечить нормальную эксплуатацию авиационной техники.
    В конце 1941 г. на вооружение люфтваффе стала поступать "Дора" - Ju-87D. Одна из первых пятерок Ju-87D-1 для StG2 во время перегонки на фронт пропала, попав в снежную бурю. Боевое крещение эта модель получила в феврале 1942 г. на Ленинградском фронте. К весне практически все эскадры "штук" перевооружили на новые машины.
    В январе 1942 г. произошла очередная реорганизация штурмовой авиации Люфтваффе. 13 января сформировали II. и III./StG3. Эта эскадра стала четвертой полноценной эскадрой пикирующих бомбардировщиков после StG1, StG2 и StG77. Одновременно на базе II.(Sch)/LG2 сформировали и первую эскадру непосредственной поддержки войск на поле боя (Schlachtgeschwader) Sch.G1. 27 января на базе IV.(St)/LG1 создали I./StG.
    В конце ноября 1941 г. I./StG2 отозвали в Германию на аэродром Бёблинген. Планировалось, что после отдыха и перевооружения на новые Ju-87D-1 их перебросят в Северную Африку, но уже 6 января 1942 г. I./StG2 снова возвратилась на Восточный фронт, перебазировавшись на аэродром в г.Дно Псковской области. Здесь пилоты I./StG2 во главе с гауптманом Б.Диллеи участвовали в боях в районе Волхова, Демянска и Холма в Новгородской области, уничтожив при этом один бронепоезд.
    В мае 1942 г. I./ StG2 снова отозвали с фронта для пополнения и отдыха, но к началу летнего наступления группа снова прибыла на Восточный фронт, уже на самый южный участок. Теперь ее "штуки" поддерживали наступление немцев в районе Воронеж - Калач - Ростов. Неудачное наступление Красной Армии под Харьковом в мае 1942 г. привело к очередному окружению огромной группировки войск и поставило Красную Армию на грань катастрофы. "Штуки" вновь получили оперативный простор - на огромном пространстве от Харькова до Сталинграда Ju-87 вновь почувствовали себя "королями воздуха". Повторилась картина прошлого лета, когда одиночные "штуки" охотились за отдельными танками, машинами, повозками.
    Но там, где советские части стойко оборонялись, зарывшись глубоко в землю, результат был совсем иным. В 1941 г. StG77 в полном составе была переведена на юг, где сражалась под Одессой и Севастополем. Об эффективности действий пикировщиков во время заключительных этапов осады Севастополя свидетельствуют мемуары начальника оперативного отдела штаба Приморской армии майора А.И.Ковтуна:
    "29 мая (1942 г.) с семи часов утра авиация противника тремя группами, по тридцать самолетов в каждой, начала бомбардировку и продолжала ее в течение всего дня. Одна группа сбрасывала бомбы на город, вторая - на участок фронта, перекрывавший ялтинскую дорогу, третья - на шоссе Бельбек - Севастополь и прилегающую к нему местность. Бомбежка шла непрерывно. Не успевала одна группа отбомбиться, как ее сменяла другая. Выстроятся в круг и один за другим сбрасывают бомбы. Весь груз каждый самолет сбрасывал в два приема. От дыма разрывов, пожаров и пыли солнце потускнело, заволоклось пеленой. Если на город бомбы сыпались в беспорядке, то на фронте ясно обозначилась полоса бомбометания. Ширина полосы два - три километра. Замысел противника понятен: он начал авиационную подготовку. Зенитки не умолкают. За день совершено двенадцать - тринадцать налетов, в общей сложности свыше тысячи самолето-вылетов, сброшено до десяти тысяч бомб. Весь день мы ждали атаки, но ее не было. Действовала только авиация."
    Но, как выяснилось, "наши оборонительные позиции пострадали не очень сильно... только несколько бомб упало в траншеи. Потери в людях незначительны... Значительно больше пострадал город, тылы дивизий и полков... Общие потери - до 200 человек... Многие улицы превращены в руины. Среди населения есть жертвы. По всей видимости, у авиации противника в Керчи "работы" больше нет, и она переключилась на нас. По примерным подсчетам, в налете принимал участие авиационный корпус".

Ju 87D в полете - в кадр попало 17 "лаптежников"

    Вместе с тем массированные бомбардировки нередко приносили тяжелые потери: в Севастополе под бомбами "лаптежников" погиб Командующий ВВС Черноморского флота Герой Советского Союза генерал-майор Н.Остряков. Значительно более успешными, чем по зарывшимся в землю наземным войскам, оказались удары по кораблям Черноморского флота, флот понес наибольшие потери именно от пикировщиков.
    21 сентября 1941 г. во время высадки с моря десанта в районе Григорьевки под Одессой "штуки" из I./StG77, несколькими последовательными налетами девяток самолетов повредили и затопили у Тендровской косы канонерскую лодку "Красная Армения", эсминец "Фрунзе" и буксир СП-8. В других налетах поврежден был лидер "Ташкент". 11 ноября в Графской пристани Севастополя затонул крейсер "Червона Украина". Шести разрывов у борта оказалось достаточно, чтобы корабль принял 3300 т воды, накренился и затонул. В конце весны - начале лета 1942 г. немецкая авиация блокировала с моря осажденный Севастополь. В последние дни июня в город Славы могли прорываться только торпедные катера и подводные лодки. 1000-кг бомбы теперь сбрасывали не только на корабли, но и на береговые сооружения. Лейтенант Г.Штюдеманн, адъютант командира I./StG77, точно сбросил одну такую "чушку" на дальнобойную береговую батарею (так называемый форт "Максим Горький"). Успешные действия "штук" по боевым кораблям в Черном море и конвоям в Баренцевом нередко приносили стратегический эффект. На северном ТВД мощная ПВО Мурманска, в которую, вместе с зенитчиками, входили советские и английские истребители, не давала немцам "развернуться" в гавани, но не смогла предотвратить разгром конвоя PQ-17 летом 1942 г. "Штуки" потопили около двух третей следовавших в Мурманск судов, хотя в этой операции отряд 2./StG5 тоже потерял две трети своих машин. Успех Ju-87 надолго задержал прохождение северных конвоев и оперативную доставку жизненно необходимых военных грузов в СССР.
    6 октября 1943 г. в центральной части Черного моря Ju-87 из III./StG77 четырьмя налетами последовательно уничтожили три крупных советских боевых корабля - лидер "Харьков" и эсминцы "Способный" и "Беспощадный". Позднее утверждали, что подобного результата достигли, главным образом, благодаря просчетам командира дивизиона кораблей, не рискнувшего бросить поврежденный лидер и вывести из-под удара эсминцы. Тем не менее, еще почти год, до 9 сентября 1944 г., в Черном море шли боевые действия, а советское Верховное командование, памятуя об этом злополучном дне, больше не желало рисковать крупными боевыми кораблями. Линкор, крейсеры и эсминцы отстаивались в портах Кавказа и не сделали ни одного выстрела по противнику.
    К концу лета 1942 г. на Сталинградском направлении действовал весь 8-й авиакорпус, начиная с 3 сентября Ju-87 из StG1, StG2 и StG77 совершали массированные налеты на Сталинград. Общее число немецких самолетовылетов на этом направлении превышало половину общего числа вылетов на всем советско-германском фронте. Только за 23 августа люфтваффе совершили более 2000 самолето-вылетов. В конце сентября в 4 группах Ju-87 находилось всего 68 боеспособных из 131 машин. Вскоре в район Сталинграда прибыла II./StG1, но к концу октября в 5 группах осталось всего 43 боеспособных "штуки" из 102 сохранившихся самолетов. К началу 1943 г. общие потери "штук" стали угрожающими. В II./StG1 осталось всего 9 машин, на аэродроме Калач советские танкисты захватили 15 Ju-87D. По советским данным, за второе полугодие 1942 г. одна лишь зенитная артиллерия уничтожила 493 Ju-87. Это был конец триумфа и начало трагедии "штуки" на Восточном фронте, которую не могли скрыть даже отдельные успехи.
    Начавшееся 19 ноября контрнаступление советских войск под Сталинградом поставило перед немецким командованием задачу борьбы с большими группами наступающей бронетехники. Под Рождество 1942 г. "штуки" II./StG2 под командой Э.Купфера атаковали советские танки, прорвавшиеся к аэродрому в Морозовской. И хотя локальный успех был достигнут - аэродром, игравший важную роль в снабжении окруженной армии Паулюса, еще несколько дней оставался у немцев, массированные налеты Ju-87 не могли кардинально изменить все ухудшающуюся ситуацию.
    Возникла необходимость изменения тактики, так как стало ясно, что даже при большой концентрации танков и бронемашин пикировщик даже самым точным попаданием бомбы может уничтожить лишь один, максимум два танка одновременно, израсходовав при этом весь запас бомб. Необходимо было либо увеличить численность самолетов, либо разрабатывать новые методы использования пикировщиков.
    Командование люфтваффе приняло срочные и кардинальные меры. На Ju-87D установили 37-мм противотанковые орудия Flak 18. В феврале 1943 г. несколько пушечных Ju-87D успешно опробовали в испытательном центре в Рехлине. Затем с самолетов убрали все бомбодержатели, и из них создали специальное соединение Panzerjagdcommando Weiss на Ju-87D-3 для проведения войсковых испытаний. Выяснилось, что при атаке с кормы трехфунтовые бронебойные снаряды с вольфрамовым сердечником наиболее эффективны для поражения бронетехники. В феврале на Восточный фронт послали экспериментальное противотанковое подразделение (Versuchs-verband fur Panzer-kampfung) на Ju-87 G-1. В апреле 1943 г. в боях на Кубани, куда стянули значительную часть боеспособных подразделений "штук", в том числе и эскадру StG2 с новым командиром майором Э.Купфером, на "Густаве" летал X. У.Рудель. Немецкие источники утверждали, что за два месяца его подразделение уничтожило более 1000 малоразмерных целей, сам Рудель потопил около 70 малых десантных судов.

АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА №10 2001 год



Наверх

Назад

Просмотров: 2347 | Добавил: SG2_Shtossel | Дата: 16.03.2009 | Всего комментариев: 0



SG2 © 2024