|
Untitled Document
САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ
Часть 2, стр. 5-8
    В ходе польской кампании начала формироваться боевая "взаимовыручка" летчиков-пикировщиков. При налетах на крепость Модлин несколько подбитых зенитным огнем Ju-87 совершили вынужденную посадку на вражеской территории. Пилоты Г.Брук и А.Глезер на своих "штуках" приземлились рядом и вывезли их экипажи. За этот подвиг 13 сентября 1939 г. обоих первыми в штурмовой авиации наградили Железными Крестами 2-го класса.
   
Следующим этапом в боевой карьере "штук" стали действия против Дании и Норвегии (операция "Weserubung" - "Учение на Везере"). В ней участвовала только одна группа Ju-87R-1 из I/StGl под командованием гауптмана Хоццеля, базировавшаяся на аэродроме Киль-Холтенау. 10 апреля 22 пикировщика совершили первый налет на норвежские укрепления Аннерхус и Оскарборг, окружавшие фиорд Осло. Накануне эти береговые батареи потопили немецкий тяжелый крейсер "Блюхер". Но "отомстить как следует" не удалось, гарнизон форта Оскарборг сдался только после вступления немецких войск в Осло. На следующий день с временного аэродрома в Дании "штуки" попытались перехватить у берегов Норвегии английскую эскадру, но неудачно, и приземлились на уже захваченный немцами в Норвегии аэродром Ставангер-Сола. При посадке один "Рихард" был разбит. Отсюда в первые недели кампании Ju-87R совершали боевые вылеты, несмотря на попытки норвежцев блокировать взлетно-посадочные полосы. Немцы стремились во что бы то ни стало опередить союзников, со дня на день планировавших высадку в Норвегии. "Рихарды" появлялись на всех участках фронта, где они были необходимы. Несмотря на трудные погодные условия ранней весны, эти самолеты одинаково эффективно атаковали и войска, и различные коммуникации, и корабли.
   
Когда на английском авианосце "Глориос" прибыли "гладиаторы" из 263-й эскадрильи, "штуки" бомбили замерзшие озера, использовавшиеся противником как временные аэродромы. Англичане отошли и закрепились на новых позициях возле Нарвика, в Бардафоссе и Бодо. Французские же части союзных войск, отступавшие из Аандалснеса и Намсоса к морю, подверглись нападению непрерывно атакующих пикировщиков, потопивших и повредивших несколько военно-транспортных судов, в их числе крейсер ПВО "Каир" и два эсминца - британский "Эфриди" и французский "Бизон".
   
17 апреля британский тяжелый крейсер "Суффолк" обстрелял авиабазу Сола с базировавшимися там самолетами немецкого экспедиционного корпуса. В ответ "штуки" вместе с He111 нанесли крейсеру несколько прямых попаданий, в том числе и в башню главного калибра. 19 апреля при атаке английских кораблей в Намсенфиорде был потерян еще один Ju-87R. 25 апреля семь "штук" были уничтожены на аэродроме "поморниками" с авианосца "Глориос". 1 мая три эскадрильи Ju-87R поочередно атаковали английское авианосное соединение, в составе которого находились "Арк Ройял" и "Глориос". Первый "получил" 500-кг бомбу в 9 м от борта, не причинившую серьезных повреждений, второй лишь 8 июня был уничтожен немецкими линейными крейсерами "Шарнхорст" и "Гнейзенау".
   
За апрель-май 1940 г. "штукари" Хоццеля потопили у побережья Норвегии несколько крупных кораблей общим водоизмещением 60 тыс. т. 8 мая сам Хоццель и еще три пилота из I./ StGl стали первыми в штурмовой авиации кавалерами Рыцарских Крестов.    
После захвата немцами центральной части Норвегии боевые действия постепенно переместились на север в район Нарвика. 27 мая 11 "штук" бомбили радиостанцию и аэродром в Буде. Несмотря на истребительное прикрытие (тройка Me-110) один пикировщик был подбит взлетевшим под бомбами английским "Гладиатором" (пилот - лейтенант К.Гулл). В тот же день пикировщики разбомбили Нарвик, разрушив до полутысячи домов, под обломками погибло 15 мирных жителей.
   
Во время вторжения в Данию и Норвегию люфтваффе потеряли 16 Ju-87, однако самым неприятным открытием для немецкого командования было то, что "штука" без истребительного прикрытия оказалась практически беззащитна. Даже устаревшие бипланы типа Глостер "Гладиатор" легко сбивали Ju-87, как это сделал сержант Н.Китчинер 2 июня 1940 г., в течение двух минут расстреляв два Ju-87R пилотов К.Хюбера и Х.Отта (первый погиб, второй сел на вынужденную). В тот же день пара "Гладиаторов" сбила командира 2./StGl обер-лейтенанта Х.Бехме. |
|
Подготовка Ju 87В-1 к боевому вылету. Лето 1940 г.
ФРАНЦУЗСКИЙ БЛИЦКРИГ
    Норвежская кампания оказалась для "штук" второстепенной операцией, всего лишь элементом подготовки люфтваффе к более крупным сражениям во Франции, Бельгии и Голландии, куда гитлеровские войска вторглись в мае 1940 г. В двух авиационных корпусах (2-й и 8-й) насчитывалось 358 (по другим данным - 342 машины), но из них только 38 "дальних" "Рихардов". Во 2-й корпус входили I/StGl, II/StG2, III/StG51 и "авианосно-сухопутная" 4./TGr186 на Ju-87B. В составе 8-го авиакорпуса находились I и III/StG2, I/StG76, I и II/StG77, IV(St)/LG1.
Начатая 10 мая 1940 г. операция "Желтый план" - наступление на Бельгию и Голландию - имела своей главной целью выманить англо-французские части с заранее подготовленных позиций вдоль бельгийской границы, чтобы в дальнейшем рассечь их ударами танковых и моторизованных дивизий и прижать к побережью Ла Манша.    
Ключом обороны был форт Эбен-Эмаель, защищавший местность вблизи приграничного Маастрихта и три моста через канал Альберта. Мосты необходимо было сохранить для немецких танков. Весь день 10 мая Ju-87 из StG2 и I./StG76 бомбили казармы и укрепления в Эбен Эмаэле, обеспечивая высадку 70 (или 78) немецких парашютистов и окружение 1200 бельгийцев. В тот день I./StG2 во главе с лейтенантом В.Лангом совершила 6 боевых вылетов, истребителей в воздухе не встретили. Десантники подорвали орудия форта, а "штукари" повторили польский эксперимент, разбомбив отдельное здание в деревне Ланаэкен, где по данным разведки находился командный пункт, с которого могли отдать приказ подорвать мосты. Летчики, также как и в Польше, после недели предварительных тренировок на полигоне задание выполнили, но бельгийцы все же один мост взорвали.    
Ju-87 из StG77, взлетев с аэродрома Кельна, в своем первом боевом вылете на Западе атаковали бельгийские укрепления на реке Маас. Вечером того же дня StG77 вместе с StG2 совершили массированный налет на порт Антверпен. Первый день боевых действий стоил люфтваффе 12 Ju-87, большинство из них были из StG2 и I./StG76, всех сбили зенитчики. В 9./StG2 разбились 4 Ju-87, столкнувшиеся в воздухе, в 3./ StG77 потеряли две машины. |
|
Конец французской кампании - ремонтные службы эвакуируют подбитый Ju 87
    Уже на следующий день произошла первая встреча с английскими истребителями, когда 6 "Харрикейнов" перехватили восточнее Брюсселя 60 Ju-87 из StG2. Здесь впервые выявились недостатки "штук" - недостаточная скорость, слабое бронирование и оборонительное вооружение. Шесть пикировщиков были сбиты, еще несколько получили повреждения.    
С начала боев крупные соединения Ju-87, до 100 машин одновременно, атаковали укрепления в районе Кале. "Штуки" из I.(St)/Tr.Gr.l86 во главе с майором В.Хагеном бомбили мосты через реку Маас в районе Льежа. Пикировщики также разрушили мосты через Маас в центре Роттердама, в районе Дюнкерка разбомбили два шлюза, затем в Бюне разрушили железнодорожное полотно и уничтожили поезд с боеприпасами. Одной из самых результативных стала II./StG2 под командованием гауптмана В.Эннеккеруса. Ее летчики успешно бомбили укрепления в районе Маастрихта и Льежа, французские танки у Флиппвилля, затем корабли в районе Дюнкерка, Гавра и Ла-Рошели.    
10-12 мая пикировщики атаковали корабли и портовые сооружения в Антверпене, поддерживали наступление немецких бронетанковых частей на Льеж. 13-14 мая при поддержке "штук", бомбивших артиллерийские позиции противника и полностью его деморализовавших, нацисты форсировали Маас. День 14 мая ознаменовался жаркими схватками в воздухе: союзники потеряли около 200 самолетов, причем лишь 17 пришлось на долю зенитчиков. Потери люфтваффе составили всего 35 машин, из них 11 "штук", но при атаке английских бронетанковых частей в районе Ла Чесне под Седаном погиб командир эскадры StG77 полковник Г.Шварцкопф. Его сменил майор фон Шенборн.    
После форсирования Мааса 5 танковых дивизий 12-й немецкой армии быстро продвигались к побережью Ла Манша. Здесь наступил "звездный час" пикировщиков. Не мешая продвижению британских войск по Бельгии, они моментально, по первому вызову своих танкистов появлялись над ними, чтобы подавить любое мало-мальски организованное сопротивление. 18 мая Ju-87В из StG2 дважды бомбили войсковые эшелоны в Суассоне, на следующий день сорвали попытку организовать танковое контрнаступление французов в районе Лана. Французская ПВО могла противопоставить пикировщикам лишь несколько зенитных орудий. Кроме того, союзные войска подвергались все более сильному деморализующему воздействию непрерывно атакующих (и ужасающе воющих при этом) пикирующих бомбардировщиков. В мае-июне 1940 г. одно лишь упоминание о "штуках" сеяло на дорогах Западной Европы ужас и панику как среди войсковых колонн, так и беженцев из гражданского населения.
   
Несмотря на постоянную поддержку бронетанковых частей, британские войска в двухнедельный срок были отброшены к Дюнкерку. В это время "Юнкерсы" ежедневно бомбили отступавшие войска. 20 мая передовые отряды 2-й танковой дивизии вышли к побережью Ла Манша в районе Абвиля. Около 30 дивизий английских, бельгийских и французских войск оказались в кольце окружения в районе Дюнкерка. Массированными налетами "штук" были отражены попытки прорваться на юг, постепенно все порты на побережье занимали немецкие войска. 25-26 мая пали Булонь и Кале, до этого бывшие основными целями для Ju-87 вместе с аэродромами Сен Поль, Сен Квентин и др.
   
Англичане, не ставя в известность союзников, с 20 по 26 мая успели эвакуировать около 60 тыс. солдат. Операция "Динамо" (общая эвакуация) началась вечером 26 мая. Одновременно рейхсмаршал Геринг громогласно заявил, что Дюнкерк должен стать главной целью люфтваффе. В конце мая - начале июня большинство соединений пикировщиков задействовали для уничтожения окруженной в районе Дюнкерка группировки союзников и судов, пытающихся их эвакуировать. Еще 23-24 мая "штуки" потопили французские эсминцы "Ораж" и "Шакал", английский эсминец "Уэссекс", получили повреждения французские эсминцы "Фрондер" и "Фуше", английский "Вимьера", польский "Бужа". С начала массовой эвакуация флот все время нес тяжелые потери. 27 мая на гавань Дюнкерка Ju-87 совершили 12 налетов, потопив паром с почти тысячей эвакуируемых солдат. 29 мая "штуки" потопили шесть судов, в том числе аглийский эсминец "Гренаде" и паром "Крестед Игл". Большое количество кораблей получили серьезные повреждения. В результате бомбардировок был поврежден мол гавани, и войска пришлось грузить прямо с песчаного берега.    
1 июня после двух дней нелетной погоды три соединения Ju-87 из 8-го авиакорпуса тремя массированными атаками на побережье и корабли потопили английские эскадренные миноносцы "Базилиск", "Хавент", "Кейт", французский "Фудроянт", множество мелких судов, помимо этого, сильно повредили еще два эсминца и минный тральщик. Всего союзники потеряли 31 корабль, еще 11 получили сильные повреждения. "Юнкерсы" практически круглосуточно бомбили переполненные войсками корабли, потопив 9 английских и 7 французских эсминцев, а также около 250 других судов. Эвакуацию завершили 2 июня, всего удалось спасти около 280 тыс. бойцов, 4 июня 40 тыс. французов, прикрывавших Дюнкерк, сдались в плен.
   
Тем не менее эскадрильи дислоцированных на побережье Англии "спитфайров" и "харрикейнов" встретили противника над Дюнкерком и Ла-Маншем ураганным огнем и сделали все, что могли, защищая эвакуируемые части. Над Дюнкерком зенитчики и истребители сбили 11 пикировщиков, и вскоре стало ясно, что легендарные Ju-87 на самом деле не столь неуязвимы, как казалось до сих пор.
5 июня союзные войска практически прекратили сопротивление, и "штуки" перебросили в центральные районы Франции, где началось наступление на Париж. Спустя неделю немецкие танки форсировали Марну восточнее Парижа. Несмотря на все возрастающий хаос отступления, возникали очаги сопротивления. Ju-87 из I./StG2, ведомые Х.Хичхольдом, бомбили французские танки из корпуса Де Голля севернее Парижа, уничтожив от 20 до 30 машин. Этим летчики предотвратили контрудар во фланг наступающим немецким войскам и завершили разгром французской армии, после чего Франция капитулировала. 20 июня первым из летчиков на Ju-87 кавалером Рыцарского креста стал командир StG2 подполковник О.Динорт.    
Общие потери пикировщиков люфтваффе за два неполных месяца боев составили 123 уничтоженных самолета (по другим данным 34 - 120) и 41 поврежденный - около половины всего состава. В это число входили и самолеты, потерянные в результате аварий. Последними небоевыми потерями стали два Ju-87 из III./StG51, 18 июня столкнувшиеся в воздухе над Нивеллем. Хотя потери в четыре раза превысили Польскую кампанию, но командование не слишком обеспокоилось, так как при этом потери экипажей были небольшими. Вместе с тем это был "первый звонок". Так именно в этой кампании "штукам" впервые было оказано решительное сопротивление. |
"БИТВА ЗА АНГЛИЮ" - КОНЕЦ ЛЕГЕНДЫ...
Ju 87В-2 из 2./St.G.1 в период "Битвы за Англию", август 1940 г.
Пропаганда - тоже оружие. Этот Ju 87В периода Битвы за Англию "вооружен"
кинооператором
Пилот сбитого Ju 87 поднят на борт немецкого катера.
    4 июля около 40 Ju-87 из III./StG51 первыми бомбили Портленд, тем самым началось участие "штук" в так называемой "битве за Англию" (операция "Адлертаг" - "День орла"). К 6 июля люфтваффе закончили перегруппировку своих сил - некоторые группы пикировщиков перевели в другие эскадры, доведя их до полного состава. К началу наступления шесть групп разместили на семи аэродромах вдоль побережья. Это были I./StGl, II./StGl, III./StGl в Анже/Сен-Поле, I./StG2, II./StG2, III.StG2 в Сен-Мало, Ланнионе и Сен-Тронде, I./StG3 в Динанде/ Плертуи, StG51 (база не известна), I./ StG77, II./StG77, III./StG77 в районе города Кан и, наконец, IV.(St)/LGl в Трамкорте.
   
В июле боевые действия велись, в основном, против британских конвоев в Ла-Манше. Предполагалось очистить пролив от английских судов и добиться отступления Королевского флота из портов Портсмута, Дувра и Портленда, чтобы обеспечить прохождение немецких катеров, которые в это время строились во французских портах. Другой основной задачей было уничтожение аэродромов, авиационных заводов и других стратегических объектов. В конечном счете бомбардировщики должны были осуществлять поддержку сухопутных частей непосредственно при захвате территории противника и расчищать пути для высадки немецких войск на побережье.
   
В июле в небе над проливом постоянно вспыхивали жаркие стычки между английскими и немецкими истребителями, но доставалось и атакующим корабли пикировщикам. 9 июля 27 Ju-87 из I./StG77 бомбили портовые сооружения в Портленде, стремясь уничтожить находившийся там конвой. "Спитфайры", преградив путь "штукам", встретили решительное сопротивление истребителей сопровождения Bf.110. В этой операции Ju-87 серьезно повредили 7085-тонное каботажное грузовое судно "Эмпайр Даффодайл", потеряв один самолет командира эскадрильи (по другим данным 34 - два, еще один сильно поврежденный вернулся на базу).
   
Утром 11 июля 10 Ju-87B из I./StGl снова появились над Портлендом, атаковав в районе Лим Бэй небольшой конвой. Завязался воздушный бой между тремя "Харрикейнами" из 501-й эскадрильи RAF и четырьмя Ме-109Е-4 из III./JG27, патрулировавшими над Ла Маншем. В итоге "штуки" смогли потопить эскортный корабль "Уорриер II", а лейтенант Л.Францискет из III./ JG27 в 9.53 сбил один "Харрикейн" (по другим данным, в налете также участвовали пилоты StG2 и StG3, повредившие еще два британских корабля и потерявшие при этом два бомбардировщика). 21 июля у южного побережья острова Уайт подвергся нападению конвой из 20 судов и снова два корабля были потоплены. 24 и 25 июля "Юнкерсы" атаковали Дувр и уничтожили пять небольших судов.    
Вечером 25 июля 60 Ju-87 из II. и III./StGl, а также из IV.(St)/LGl атаковали в Ла Манше английский конвой CW8. Так как прикрывавшие его "Харрикейны" прекратили патрулирование из-за нехватки топлива, пилоты "штук" получили возможность спокойно атаковать корабли как на полигоне. В результате погибли 5 кораблей и еще 4 получили повреждения, в том числе эсминцы "Бореас" и "Бриллиант". Лишь под занавес над конвоем появились 9 "Харрикейнов" из 56-й эскадрильи RAF, которым, несмотря на схватку с Вf-109Е из III./JG52, удалось сбить три Ju-87 - два из II./StGl и один из III./StGl, еще три самолета получили повреждения.    
Через два дня 30 Ju-87 из I./StG77 под прикрытием 12 Bf-109E атаковали конвой "Бекон" восточнее Портленда. Три "Харрикейна" сбили одну "штуку". Следующая волна пикировщиков из 20 Ju-87 под прикрытием 19 Bf-109 была более удачливой. Англичан не подпустили к бомбардировщикам и они спокойно атаковали корабли. В результате массированных атак "штуки" повредили несколько транспортов и потопили два последних действующих эсминца 1-й (так называемой Дуврской) флотилии - "Кодрингтон", и "Уорен", другие эсминцы, в их числе "Бразен" и "Делайт" получили серьезные повреждения.    
Утром 29 июля 48 "штук" из II./ StG2, II./StGl и IV.(St)/LGl под прикрытием 80 "мессеров" в очередной раз попытались атаковать корабли в гавани Дувра. В жаркой схватке в воздухе без помощи зенитчиков, боявшихся попасть по своим, 23 английских истребителя сбили шесть "штук" и два "мессера", еще два самолета были серьезно повреждены. Потери англичан - семь сбитых и два поврежденных. Но в результате англичане были вынуждены покинуть базу в Дувре, продолжая удерживать Портсмут и Портленд. "Штукам" поставили задачу усилить атаки на базы противника.
   
8 августа в районе острова Уайт при атаке конвоя CW9 в бою с "Харрикейнами" из 43-й и 145-й эскадрильи RAF был сбит и погиб командир 4./StG77 гауптман Шмак, его заменил обер-лейтенант Г.Пресслер. Потери составили девять "штук" и 17 истребителей. Досталось и англичанам: из 20 транспортов 7 было потоплено, 10 повреждено, в порт назначения прибыли только четыре.
   
13 августа начались массированные налеты на Британские острова. Успешно выполнив в июле поставленную задачу, соединения "штук", не привыкшие встречать серьезное сопротивление, в этой операции понесли большие потери. Немецкое командование до конца не представляло себе боевой мощи истребителей Королевских ВВС и не придавало значения использованию противником радарных установок на побережье. 13 августа 280 Ju-87 нанесли удары по британским аэродромам в Истчерче, Детлинге, Мидл Уай-лоппе, Бенсоне и на острове Торни. Эскадра StG77 нанесла удар по Уайри-Уэйл, а попытка разбомбить Мидл Уайлоп окончилась неудачей, ни один из 27 Ju-87B и Ju-87R из II./StG2 не смог пробиться к цели. Наиболее успешным был налет на Детлинг группы Ju-87 из IV.(St.)/LG51 под командованием капитана Берна фон Браухича. "Хирургически" точными ударами они уничтожили все важнейшие объекты, среди них 22 учебно-тренировочных самолета. Другими целями служили радиолокационные станции на побережье. 14 августа нападению подвергся Уормейл, а 15-го от налета "штук" серьезно пострадали Хокинж и Лимпн. Немецкие потери - четыре пикировщика. 16-го августа Ju-87 нанесли новые удары по Тангмеру, Госпорту, Ли-на-Соленте и по радиолокационной станции в Венторе. Последний налет оказался самым разрушительным, станцию на неделю вывели из строя, но в этот день I. и III./StG2, по утверждениям англичан, потеряли 9 самолетов над Тангмером (по немецким данным - сбито пять и много поврежденных). В тот день над Портлендом "Спитфайры" из 609-й эскадрильи RAF за 5 минут сбили четыре "штуки", еще одна сильно поврежденная упала в море чуть позже, не дотянув до берега.
   
Черным днем для Ju-87 стало 18 августа, в этот день объектами бомбежек были Биггин Хилл, Форд и остров Торни, а также радиолокационная станция в Поллинге. Во время налета на о.Торни "штуки" подверглись мощной атаке английских истребителей. "Харрикейны" 43-й эскадрильи RAF сбили семь Ju-87, "Спитфайры" 602-й эскадрильи, ведя тяжелый бой с истребителями прикрытия Bf.l09, сбили одну "штуку", еще одна на счету зенитчиков. Всего в этот день над островами Форд и Торни английские летчики 43-й, 152-й, 601-й и 602-й эскадрилий RAF сбили 16 Ju-87 из 109 участвовавших в налете. Наибольшие потери понесла I./StG77, в которой из 28 Ju-87 в течение 5 минут было сбито 10, а еще 6 получили сильные повреждения. Из 56 членов экипажей только половина благополучно вернулась обратно: 17 человек погибли или были смертельно ранены, 5 человек попали в плен, а 6 получили ранения. Среди погибших были командир I./StG77 и командир 2-й эскадрильи.
   
Если ранее пилоты "штук" практически не встречали организованного сопротивления, то в небе над Англией им пришлось "лоб в лоб" столкнуться с прекрасно подготовленными летчиками-истребителями. Потери люфтваффе начали стремительно расти. За первые 10 дней над Англией и Ла Маншем были сбиты 64 Ju-87. Однако самое главное было то, что за это же время погибли (с учетом небоевых потерь) или попали в плен около 130 членов экипажей, среди которых было 2 командира групп и 5 командиров эскадрилий. Таких потерь штурмовая авиация люфтваффе еще не знала.
   
Утверждают, что высокие потери Ju-87 обуславливались, в первую очередь, их неправильным боевым применением. В ходе боев постепенно вырабатывалась тактика оптимального использования "штук" для атаки точечных целей. Пионерами этой тактики можно считать Кессельринга и Галланда, старавшихся применять "штуки" как "вторую волну", а первой были "шнельбомберы" Bf 109 с подвешенными осколочными бомбами, подавлявшие объекты ПВО противника.    
Потеряв за шесть дней боев 41 пикировщик, немецкое командование вынужденно вывело части "штук" из района Шербура. К началу сентября в Северной Франции дислоцировалось только три (по другим данным - четыре) соединения Ju-87, причем только одна StG3 предназначалась для участия в морских сражениях. По одной группе из состава эскадр StG2 и StG77 находились в боевой готовности и могли атаковать цели, не имевшие истребительного прикрытия. К 7 сентября из 316 Ju-87, действовавших в начале битвы, в строю остались лишь 142 (по другим данным - 149, из них исправных - 113). В октябре - ноябре "штуки" опять стали действовать против британских конвоев, в том числе и ночью.
   
1 ноября 1940 г. 20 Ju-87R из II./ StGl под прикрытием истребителей атаковали в районе Дувра небольшой конвой. Подобные налеты в ноябре совершили еще четыре раза (7, 8, 11 и 14 ноября). 8 ноября 27 Ju-87 из I./StG3 и IV.(St)/LGl повредили три судна в устье Темзы, в том числе эсминец "Винчестер". Потеряли три "штуки", еще одна села на вынужденную у Дюнкерка. Около полудня 11 ноября 25 Ju-87R из III./StGl под прикрытием 60 Вf-109Е из JG26 и III./JG51 совершили налет на корабли в районе Дувра. И снова были потеряны две "штуки" вместе с экипажами, еще один самолет получил повреждения (по английским данным - сбито четыре Ju-87). Общие потери в ноябре - восемь "штук" и еще две поврежденных. После этого от дневных налетов на побережье Англии отказались окончательно.
   
Впервые ночные налеты Ju-87 в ходе "битвы за Британию" состоялись осенью 1940 г., точных сведений не найдено. В ночь с 15 на 16 января 1941 г. два Ju-87R из StGl сбросили на юго-восточную окраину Лондона две тонные бомбы SC1000, а еще один самолет - такую же бомбу на Дувр. В январе на Лондон упали еще пять таких же бомб.    
На рассвете 5 февраля "штуки" из II./StGl потопили вооруженный траулер "Турмалин". Спустя неделю в ходе атаки доков в Чатаме был потоплен еще один вооружениый траулер "Эгер". За два потопленных корабля пришлось заплатить двумя сбитыми "штуками". Утверждают, что последний Ju-87 был потерян над Англией в ночь с 12 на 13 февраля 1941 г.
   
В то же время есть данные, что несколько самолетов после разгромных для "штук" августовских боев не отправили на Средиземноморье (по данным разведки, к концу года на севере Франции оставалоcь около 30 "юнкерсов"), и они участвовали в ряде ночных операций вплоть до 4 июня 1941 г., пока один из Ju-87 не был сбит "спитфайром" 145-й эскадрильи в районе Гавра. Остальных обнаружили в Шербуре и атаковали на земле, не дав подняться в воздух. 7 сентября 1941 г. в 22 час. 30 мин. английские радары засекли самолеты противника, пересекавшие пролив. Они бомбили Маргейт и Рамсгейт, еще несколько бомб попало в залив. Другие самолеты атаковали Дуврскую гавань, пикируя с высоты около 2,5 км. Судя по тактике, это были Ju-87.
   
Выявившаяся в ходе битвы за Англию практически полная непригодность Ju-87 действовать в условиях сильного истребительного противодействия, хотя и расколола командование люфтваффе на два лагеря - сторонников и противников "штуки", но не положила конца ее легендарной боевой карьере. Достаточно популярный в люфтваффе самолет еще довольно долго выступал в роли "охотника", пока сам окончательно не превратился в "добычу".
АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА №9 2001 год |
|
|