Понедельник, 02.12.2024, 04:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог статей
Статьи
на
Schlachtgeschwader 2 "Immelmann"


САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ
Пикирующий бомбардировщик

ЮНКЕРС Ju-87

Часть 2
БОЕВАЯ КАРЬЕРА - МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

ДЛЯ "ШТУК" "НАД ВСЕЙ ИСПАНИЕЙ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО"

    Боевая карьера пикирующего бомбардировщика Ju-87 началась в конце 1936 г. в Испании, куда на аэродром Таблада в районе Севильи в ноябре в обстановке особой секретности доставили контейнер. В контейнере находился еще "тепленький" Ju-87A-0. Только что сошедший с конвейера в Дессау самолет с бортовым номером "29-1" включили в экспериментальную истребительную эскадрилью VJ/88 (Versuchsjagdstaffel) "Легиона Кондор". На вооружении эскадрильи также находились прототип Не-112, три "мессера" Bf-109 и три Hs-123A-1. О "войсковых испытаниях" Ju-87A-0 в Испании практически ничего не известно, так как все полеты тщательно засекретили. Летал унтер-офицер Г.Беуер. В феврале 1937 г. эскадрилью перебазировали на аэродром Витория в северной Кастилии, спустя пять месяцев машину отправили обратно в Германию.
    В середине января 1938 г. на аэродром Витория прибыли три самолета Ju-87A-1 из состава IV./LG Greifswald, сформированной 1 апреля 1937 г. на основе I./StG162 "Иммельман" (по другим данным - из 11./LG1, LG - Lelwgeschwader - инструкторская эскадра). На самолетах с бортовыми номерами 29-2, 29-3 и 29-4 летали обер-лейтенанты Г.Хаас (командир звена) и Г.Вейерт, а также унтер-офицер Э.Бартельс. Звено, получившее название "Иоланта" (по кличке симпатичной розовой свинки, нарисованной на обтекателях колес), включили в состав "Легиона Кондор" как отдельную эскадрилью 5.J/88.
    7 февраля 1938 г. звено перебазировалось на песчаный аэродром вблизи города Каламоча, ставшего главной базой "Легиона Кондор" в боях за Теруэль. Отсюда состоялись первые боевые вылеты "штук", а первой целью пикировщиков стал мост в Састало, его уничтожили 500-кг бомбами. Во второй половине марта они регулярно атаковали мосты и другие малоразмерные цели в тылу республиканцев в Арагоне, Валенсии и Каталонии. Результативность бомбардировок была разной, так как на самолетах все время летали разные экипажи. Они прибывали из Германии по "вахтовому методу" и через определенный промежуток времени возвращались обратно. С помощью такой ротации большое число пилотов и бортстрелков накопили ценный боевой опыт.
    Эксплуатация в Испании вскоре выявила некоторые недостатки. Оказалось, что обтекатели стоек шасси "не признают" мягкие песчаные аэродромы, без обтекателей взлет и посадка становились проще. Недостаток мощности мотора у Ju-87A-1 не позволял одновременно летать с 500-кг бомбой и бортстрелком. Даже в условиях мощного истребительного прикрытия летчики "Антонов" предпочитали летать со стрелками, реальная бомбовая нагрузка фактически составляла 250 кг.
    Позже звено поддерживало прорыв фашистских войск к побережью Средиземного моря, в боях под Эбро, принимало участие в разгроме Каталонского фронта, бомбардировках Барселоны и других операциях. 27 июля в районе реки Эбро звено "Иоланта" совершило не менее четырех боевых вылетов на бомбардировку контратакующих южнее Мекуйненца республиканских войск. Затем "штуки" атаковали корабли в порту Тарагона и других портах на побережье Каталонии.
    В октябре 1938 г. все три Ju-87A-1 вернули в Германию, а в Испанию отправили пять Ju-87B-1. В боях в феврале 1939 г. они подтвердили боевой успех "Антонов". "Берты", поднимавшие 500-кг бомбы, теперь включили в состав бомбардировочной группы "Легиона Кондор" как отдельную эскадрилью 5.К/88. В течение последних недель в Каталонии "штуки" вместе с Не-111 неоднократно бомбили позиции республиканцев. В середине марта 1939 г. эскадрилья совершила несколько боевых вылетов на так называемом Мадридском фронте.

"Испанский" Ju 87А готовится к боевому вылету

Ju 87А в безоблачном испанском небе

В небе Испании - пикировщик Hs 123

Подвеска бомбы под Ju 87А


Немецкие Ju87A накануне войны

    По итогам боевых действий в конструкцию Ju-87 внесли необходимые улучшения. Летный и наземный технический состав накопил поистине бесценный опыт тактического применения в реальных условиях, а успех пикировщиков вселил в командование люфтваффе уверенность в их эффективности. Единственное, что так и не удалось экспериментально выяснить в Испании, - это боевая живучесть Ju-87. ПВО республиканцев оказалась слишком слабой, чтобы "раскусить" хотя бы одну "штуку", а истребительное прикрытие "Легиона Кондор" - достаточно надежным.
    Воевавшие в Испании пикировщики окружили завесой особой секретности и после войны возвратили в Германию, в отличие от других типов самолетов, подаренных Гитлером правительству Франко. Такая секретность сейчас приводит в недоумение историков, поскольку на известных фотографиях "испанских" "штук" с эмблемой звена "Йоланте кетте" показана не модель Ju-87A-1, а А-2, которой в Испании вроде бы и не должно было быть. Так что это либо ретушь, либо доселе неизвестные "суперсекретные" дополнительные поставки. Самолеты Ju-87B-1 на обтекателях шасси несли такую же эмблему подразделения - все ту же оранжевую толстушку свинью Иоланту вместе с опознавательными знаками мятежников.
    Основными конкурентами "штук" в Испании оказались бипланы Хеншель Hs-123A, созданные по "немедленной" программе разработки пикировщика. Первые пять самолетов, заказанные начальником штаба "Легиона Кондор" полковником В. фон Рихтгофеном, появились в Севилье в декабре 1936 г. Hs-123A интересовал фон Рихтгофена в первую очередь как штурмовик, и первая пятерка дебютировала именно в этом качестве. Несмотря на весьма примитивные способы взаимодействия с пехотой (не было ни радиосвязи, ни более-менее эффективной сигнализации), Hs-123A прекрасно проявили себя в этой роли. Испанские фалангисты запросили у Гитлера новых поставок Hs-123A, и летом 1938 г. им продали еще 16 машин в дополнение к пяти, оставленным в Испании "Легионом Кондор".
    Инициативы фон Рихтгофена находили мало понимания в умах высшего командования люфтваффе, загипнотизированного доктриной Дуэ и считавшего, что пикировщики должны действовать, в первую очередь, далеко за линией фронта. Тем не менее, когда к 1 апреля 1937 г. было решено довести число групп пикировщиков в люфтваффе до шести, и уже начались поставки Ju-87A-1 в StG162, фон Рихтгофен, настаивая на формировании штурмовой авиации, убедил командование создать к 1 августа 1938 г. пять групп непосредственной поддержки.
    Две группы пикировщиков (I и II/ StG77) перевооружались с Hs-123A на Ju-87A, одновременно на Hs-123A формировались две из пяти групп штурмовиков (SFG 10 и 50). Однако попытка фирмы "Хеншель" получить дополнительный заказ на поставку Hs-123A успеха не имела. Осенью 1938 г. командование люфтваффе решило прекратить серийный выпуск Hs-123A и перевооружить все штурмовые группы на "штуки". "Испанский полигон" подтвердил подавляющее преимущество Ju-87, продемонстрировавшего там отличную управляемость, маневренность и стабильно укладывавшего бомбы в 30-м круг, что делало его идеальным самолетом непосредственной поддержки наступающих наземных войск. Так начиналась легенда...

ПОЛЬША, ДАНИЯ, НОРВЕГИЯ, БЕЛЬГИЯ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ...

    Следующей целью "штук" после Испании стала Польша. В нападении на Польшу участвовали Ju-87 следующих подразделений люфтваффе:
    1-й воздушный флот:
    II и III группы (полки) эскадры StG2 (бортовой код группы - Т6, по штату 2 х 40 самолетов );
    I, II и III группы эскадры StGl (А5, по 40 самолетов);
    IV группа (Stuka)/LG1 (L1, 25 самолетов) ;
    4 отряд (Tragergruppe) 186 (10 самолетов) ;
    4-й воздушный флот:
    I группа эскадры StG2 (Т6, 40 самолетов)
    I группа эскадры StG76 (F1, 40 самолетов)
    I и II группы эскадры StG77(S2, 2 х 40 самолетов)
    III группа эскадры StG51 (6G, 40 самолетов), с середины сентября.
    Первый боевой вылет во второй мировой войне совершило 3-е звено из III/StGl на Ju-87B-1 под командованием обер-лейтенанта Б.Диллеи (позднее - кавалер рыцарского креста с дубовыми листьями). Они поднялись в воздух в 4.26 с аэродрома Эльбинг. Боевому вылету предшествовали предварительные тренировки на полигоне, так как задание было очень необычным: "штукам" предстояло не разбомбить, а сохранить для своего бронепоезда железнодорожный мост через Вислу около города Тчев в 50 км южнее Гданьска, для этого требовалось прицельно отбомбиться по бункерам караульных помещений и кабелям от электровзрывателей. По мосту проходила стратегическая железная дорога по так называемому "польскому коридору" из Берлина в Кенигсберг. Противники прекрасно понимали чрезвычайную важность этого моста и на случай нападения Германии тщательно готовились - поляки мост взорвать, немцы - сохранить. Пилоты Диллеи, Х.Шиллер и Г.Гренцель, сняв форму, предварительно несколько раз "прокатились" в Кенигсберг и обратно на поезде по мосту, проведя таким образом рекогносцировку на местности.

Ju 87В на выставке в Брюсселе, июль 1939 г. До войны несколько недель...

    Три самолета, несшие по одной 250-кг и по две 50-кг бомбы, сбросили их в 4.34 - на 11 минут раньше официального объявления войны. Свое задание летчики выполнили - взрывами бомб перебили провода. Однако поляки успели их восстановить и подорвали один из пролетов, поскольку немецкий бронепоезд для захвата моста и поддержки наступающих войск опоздал и остался не у дел.
    Следующим заданием звену Б.Диллеи стало уничтожение радиостанции в Варшаве. Утверждают, что вынужденная посадка командира при возвращении на базу произошла якобы из-за нехватки топлива, вероятнее, из-за боевого повреждения зенитчиками. В Польской кампании Диллеи выполнил 24 боевых вылета.
    По поводу первого сбитого во второй мировой войне самолета существуют две версии. По одной из них в 6.30 с полевого аэродрома Балице по тревоге поднялась пара истребителей PZL Р.11С из 121-й эскадрильи III/2 дивизиона армии "Краков", летчики капитан М.Медвецкий и подпоручик В.Гнышь. Сразу после взлета в попытке атаковать пикировщики оба оказались прямо перед Ju-87B (бортовой код - T6+GK) сержанта (по другим данным - лейтенанта) Ф.Нюберта. Довернув свою "штуку", тот дал две длинных очереди по ведущему, и польский истребитель взорвался. Ведомый резким маневром влево - вверх вышел из-под атаки. Чуть позже В.Гнышь сбил два немецких Do-17Е. Согласно другой версии первым уничтоженным самолетом во второй мировой войне стал Ju-87B из I/StGl, сбитый истребителем Р.11С около 5.30.
    Как бы то ни было, пикировщики в польской кампании действовали весьма успешно. Рано утром 1 сентября все польские военные аэродромы подверглись ударам немецких бомбардировщиков. Люфтваффе и качественно, и количественно значительно превосходили польскую военную авиацию, насчитывающую около 400 боевых самолетов. "Официально" война началась в 4.45, в это время "штуки" из St77 совершили первый боевой вылет, атаковав пограничные сооружения в районе г.Люблинец. Пилоты I./StG2 совершили первый боевой вылет на аэродром Кракова, но оказалось, что он пуст: противник успел рассредоточить самолеты по заранее подготовленным и хорошо замаскированным запасным аэродромам. Бомбить пришлось пустые ангары.
    Несмотря на упорное сопротивление поляков и ощутимые ответные удары, так 6 сентября Р.11С из истребительной авиабригады полковника С.Павликовского сбили сразу четыре Ju-87, военная машина "вермахта" сметала все на своем пути. Около полудня 1 сентября авиаразведка сообщила о большой группировке польской кавалерии севернее г.Велюнь. С аэродрома Нидер-Эльгют поднялась I./StG2 в полном составе - 30 Ju-87B, ведомые командиром группы майором О.Динортом (позже ставшим кавалером рыцарского креста с дубовыми листьями). В налете вместе с ними участвовали около 60 "штук" из I. и II./StG77. В результате массированной атаки был уничтожен штаб Волынской кавалерийской бригады, а бригада рассеяна, понеся огромные потери. В ночь на 2 сентября VI немецкий армейский корпус занял Велюнь.
    Продвигаясь вслед за наступавшими наземными войсками и перебазируясь на новые аэродромы, "штукари" нередко подвергались ночным обстрелам окруженных польских войск, но все обходилось без серьезных последствий для летчиков и самолетов. Задачей пикировщиков, помимо аэродромов, являлись железнодорожные узлы, мосты, радиостанции, военно-морские базы и другие "точечные" объекты.
    Вечером 1 сентября произошло первое в истории второй мировой войны сражение между пикировщиками и боевыми кораблями. Хотя по самолетам стрелял весь польский флот, летчикам из 4.(St)/Tr.Gr.l86 и IV(St)/ LG1 удалось повредить самый крупный польский корабль - минный заградитель "Гриф". 3 сентября один Ju-87B и 11 Ju-87C из 4./TGrl86, ведомые капитаном Гуго Блатнером, потопили эсминец "Вишер" и минзаг "Гриф". Эти первые для пилотов штурмовой авиации победы над кораблями записаны на счет лейтенанта К.-Г.Лиона. Спустя несколько дней Лион потопил еще два минных тральщика и канонерскую лодку. Однако мощная противовоздушная оборона базы польского флота Хель доставила пикировщикам немало хлопот. Уже в первой атаке зенитчики сбили две "штуки". Несмотря на массированные бомбардировки, моряки оборонялись до конца сентября.

Ju 87В-1 из состава 2./St.G.1 возвращается после боевого вылета над Польшей

Ju 87R-1 на полевом аэродроме

    В ходе налетов на крепость Модлин и мосты через Вислу в этом районе "штуки" впервые столкнулись с сильным и хорошо организованным зенитным огнем. В дальнейшем всю вторую мировую войну им пришлось постоянно воевать именно в таких "стандартных" условиях.
    Наибольший успех на долю Ju-87 пришелся в сражении в районе г.Кутно на реке Бзура (100 км западнее Варшавы). В течение 9-10 сентября здесь между флангами наступающих 8-й и 10-й немецких армий образовался разрыв. Встык по оголенным флангам ударили 12 польских дивизий, пытаясь таким образом приостановить продвижение немцев к Варшаве. Это контрнаступление едва не изменило ход войны. Здесь крупных резервов у вермахта не было, и в итоге немцы приняли решение для отражения контрудара использовать всю мощь авиации. В течение двух дней массированными атаками с воздуха, в которых участвовали Ju-87 из StG77, StG2, III./StG51 и I./StG76 (около 150 "штук"), Ju-88 и Hs-123, сначала были разрушены мосты через Бзуру, а затем попавшие "в котел" 10 польских дивизий были деморализованы и окончательно разгромлены. Контрнаступление поляков сорвалось, 18-19 сентября были окружены и сдались около 170000 человек.
    В качестве меры устрашения массированным ударам подверглась столица Польши Варшава. Под Прагой (предместье Варшавы) "штуки" уничтожили батареи тяжелой артиллерии, сдерживавшие продвижение захватчиков. Кинотеатры всего мира демонстрировали немецкую хронику, показывавшую, как 8 сентября 140 Ju-87 из III/StG51 и StG77 бомбили беззащитный город, превращая его в развалины. "Юнкерсы" совершали по три и более боевых вылетов в день, сбросив на город более 500 тонн бомб и 72 тонны зажигательных средств. Налеты на Варшаву и Модлин продолжались и в последующие дни. 26 сентября крепость Модлин капитулировала, в тот же день во время налета I/StG2 на Модлин потеряли последний Ju-87, всего их сбили 28 (по другим данным - 31), из них 11 уничтожили истребители.
    За 27 дней польской кампании суммарные потери люфтваффе составили 521 самолет, в процентном отношении потери "штук" (9%) были значительно меньше по сравнению с другими типами самолетов (14-30%). В целом командование люфтваффе осталось довольным действиями Ju-87 в небе Польши. "Штуки" - "воздушная артиллерия" - наносили удары очень точно (как правило, все бомбы укладывались в 30-м круг) и проявили себя весьма грозным и очень эффективным оружием. Дополнительным и особенно эффективным психологическим воздействием было применение сирен против мирных жителей - беженцев, и при атаках гражданских объектов.
    В ходе польской кампании окончательно выработалась тактика действий пикировщиков. Первоначально летчики, чтобы избежать потерь от зениток, подходили к цели на высоте около 6 км. Но в ходе боев выяснилась, что такая мера предосторожности излишняя, высоту снизили. Однако другие "меры безопасности" - по возможности атака со стороны солнца и против ветра, строго ограниченный радиообмен, соблюдались неукоснительно и в немалой степени способствовали успешному выполнению заданий. На пикировании с углами около 70° выпускали тормозные решетки, скорость уменьшалась на 200 км/ч (с 650 км/ч до 450 км/ч), позволяя более точно прицелиться.
    "Штукари" в зависимости от типа цели применяли, главным образом, два основных способа бомбометания:
    - пикирование с высот 2-5 км под углами 60-80°, сброс бомб на высотах 700-1000 м;
    - пологое пикирование с высот 700-1500 м под углами 20-50°, сброс бомб с высот 300-600 м.
    Малоразмерные цели, такие как мосты и корабли, атаковали с крутого пикирования по направлению моста (или движения корабля) и против ветра, чтобы уменьшить боковой снос бомб. Железные дороги бомбили с пологого пикирования под небольшим углом к направлению полотна крупнокалиберными бомбами. На эшелоны, как правило, сбрасывали бомбы с замедлением взрыва, чтобы накрыть весь состав. Против пехоты использовали малокалиберные осколочные бомбы. Чтобы увеличить радиус поражения в песчаных районах, с мая 1941 г. стали использовать 50-кг бомбы с 60-см штоком-взрывателем, названным "спаржей Динорта" (по имени летчика, придумавшего нехитрое приспособление). 8-см "блин" на конце стержня заставлял срабатывать взрыватель на высоте до полуметра над землей, и осколки разлетались во все стороны, а не зарывались в песок.

АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА №9 2001 год



Наверх

Назад

Просмотров: 872 | Добавил: SG2_Shtossel | Дата: 12.03.2009 | Всего комментариев: 0



SG2 © 2024