Среда, 15.05.2024, 17:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог статей
Статьи
на
Schlachtgeschwader 2 "Immelmann"


САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ
Часть 1, стр. 7-9

    Максимальная скорость модификации CL.3a при взлетном весе 1081 кг составляла 165 км/ч. Время набора высоты 1000 м - 5,3 минуты. Вооружение самолета состояло из одного синхронного пулемета LMG 08/15 Spandau для стрельбы вперед и одного турельного Parabellum/mod.1912 для стрельбы назад.
    Самолет весьма успешно использовался на фронте в качестве скоростного разведчика, легкого штурмовика и истребителя сопровождения. Самолет обладал отличной маневренностью, легкостью управления и хорошо "держал" боевые повреждения. Отмечались случаи, когда опытные пилоты выигрывали на нем воздушные бои у одноместных истребителей союзников. Всего было построено 1086 машин этого типа, часть из них поступила в штурмовые авиаотряды.
    В самом конце войны фирмой Junkers был выпущен цельнометаллический небронированный моноплан Junkers CL.1, имевший неплохие летные данные и неоспоримые экплуатационные преимущества перед своими собратьями. Несмотря на то, что в свой первый полет машина ушла 5 мая 1918 г., до окончания войны успели выпустить 47 экземпляров, из которых часть поступила на вооружение двух штурмовых авиаэскадрилий на западном фронте. Никаких данных об их боевой деятельности не сохранилось.
    На итало-австрийском фронте с весны 1918 г. для штурмовки наземных войск с успехом применялись многоцелевые UFAG/Phonix С.1, которых было выпущено 310 экземпляров.
    Отметим, что англичане и французы, также пришли к выводу, что для решения всего круга боевых задач на поле боя в составе воздушных сил необходимо иметь два типа боевых самолетов - бронированного и скоростного маневренного штурмовиков.
    В этом смысле весьма показательным является доклад Главного штаба союзных войск от 24 мая 1918 г. в Управление военной авиации по поводу формирования программы перспективного самолетостроения: "Опыт последних боев показал недостаточность задачи, выполняемой в бою самолетами, обладающими бомбами и пулеметами. При наступлении самолет, идущий впереди атакующих частей и имеющий задачу сбить гнезда пулеметов, заставить замолчать наиболее стесняющие батареи и рассеять войска, сконцентрированные для контратаки, должен оказывать очень ценную услугу. Самолет нападения, который будет действовать в зоне, хорошо защищенной неприятелем, должен быть защищен прочной броней".
    С середины 1917 г. отмечается весьма успешное применение французами на поле боя для нанесения бомбоштурмовых ударов частично бронированных (общий вес брони 128 кг) двухмоторных легких бомбардировщиков типа Caudron G.4.

Кодрон G.4 в составе ВВС РККА

Схема британского штурмовика Сопвич "Саламандра"

   Вооружение бронированного "француза" состояло из одного пулемета Vickers Mk.l, одного Lewis на турели и до 120 кг бомб. При взлетном весе 1440 кг максимальная скорость самолета с моторами в 120 л.с. составляла 145 км/ч. Время подъема на высоту 2000 м - 8 минут.
    Применение, наряду с бронированием экипажа, бензо- и маслобаков, двух моторов воздушного охлаждения существенно повышало боевую живучесть "Кодрона". В этом плане бронированный Caudron G.4 выделялся в лучшую сторону в сравнении с немецкими специальными штурмовиками, оснащенными моторами водяного охлаждения.
    Действительно, отсутствие рубашки с охлаждающей жидкостью, радиаторов и соответствующих трубопроводов у мотора воздушного охлаждения существенно уменьшало его уязвимую площадь. В ряде случаев такой мотор продолжал работать при сквозных прострелах и даже при разрушении одного из цилиндров. Наличие же двух моторов, вместо одного у "немцев", существенно повышало шансы экипажа выжить в случае выхода из строя одного из моторов над полем боя.
    Собственно, и по боевой мощи "Кодрон" превосходил своих бронированных немецких собратьев (согласно результатам полигонных испытаних главное поражение пехоте наносилось в основном осколочными авиабомбами), незначительно уступая последним лишь в максимальной скорости полета.
    Англичане в самом конце войны также выпустили специальный бронированный штурмовик Sopwith TF2. Salamander, бронекоробка которого служила не только для защиты от пуль и снарядных осколков, но и воспринимала нагрузки от крыла во время полета, так как являлась внутренней частью конструкции фюзеляжа. Это новаторское техническое решение позволяло существенно уменьшить вес конструкции, повысив тем самым летные характеристики самолета. При полетном весе 1140 кг штурмовик развивал скорость 201 км/ч и набирал высоту 3000 м за 17 минут. Штурмовик оснащался мотором воздушного охлаждения, повышавшим живучесть машины в бою.
    Таким образом, и немцы, и французы, и англичане в отношении самолетов поля боя пришли к одному и тому же выводу: для эффективной авиационной поддержки наземных войск на поле боя в условиях позиционной войны в составе воздушных сил необходимо иметь два типа штурмовых самолетов - легкого маневренного и тяжелого бронированного, взаимно допол­няющих друг друга при решении боевых задач.
    Отличие подходов немецких военных и союзников состояло лишь в том, что первые в качестве легкого штурмовика рассматривали скоростной многоцелевой самолет-разведчик, а вторые - скоростной маневренный истребитель.
    Надо признать, весь последующий мировой опыт, а именно, локальные и региональные войны межвоенного периода и 2-я Мировая война, подтвердил правильность основных положений этой концепции.
    В условиях локальных войн, когда отсутствует сильная наземная оборона и, соответственно, система ПВО, практически со всеми задачами непосредственной авиационной поддержки войск вполне может справиться легкий скоростной штурмовик. Но как только на "боевой сцене" появляется глубокоэшелонированная оборона противника с сильной ПВО и хорошо защищенными наземными целями, то сразу же появляется потребность в самолете-штурмовике с усиленным бронированием и вооружением.
    Плановое применение большой группы низколетящих самолетов немецких воздушных сил для сопровождения своей пехоты в наступлении, повидимому, впервые было осуществлено 31 июля 1917 г. во время сражения у Ипра (третье сражение во Фландрии).
    В этот день один авиаотряд охранения сопровождал свою контратакующую пехоту, уничтожая на ее пути пулеметные точки, батареи и подходящие к полю боя резервы противника. По донесениям командования германской 4-й армии действия немецких "воздушных пехотинцев " не раз поднимали в атаку залегшую под пулеметным и артиллерийским огнем свою пехоту.
    В этом сражении союзные войска для прорыва германской обороны массированно применили танки (на участке прорыва в 4 км действовало 216 танков), поддержанные пехотой и авиацией, а немецкие воздушные силы впервые применили свои штурмовики против танков. Первый известный случай атаки низколетящими самолетами танков отмечается 16 августа 1917 г. во время боев в районе Ипра.
    Борьбу с танками германские штур­мовики вели бомбами и пулеметным огнем (бронебойными пулями калибра 7,92 мм типа А.Р. со стальным сердечником). Насколько успешной была противотанковая борьба немецких экипажей сказать трудно. В типовых условиях боев бронирование танков союзников вполне обеспечивало защиту от поражения бронебойной пулей типа А.Р. при стрельбе с низколетящего самолета. Например, 16-мм лобовая и 12-мм бортовая броня наиболее массовых танков союзников - британских танков Mk.IV и V, не пробивались такой пулей на всех дальностях стрельбы. Броневой лист крыши этих танков толщиной 8 мм поражался с дистанции до 400 м, но только при нормальном попадании, что в боевых условиях было не возможно. Единственным средством борьбы с танками у немецких штурмовиков были осколочные авиабомбы, но они были малоэффективны ввиду низкой вероятности попадания в танк и недостаточной бронепробиваемости осколков стоящих на вооружении не­мецкой авиации авиабомб. Несмотря на определенный успех немецких штурмовиков, первые же бои показали, что "охранительные" авиаотряды, находящиеся в подчинении пехотных дивизий, ввиду своей малочисленности все же не могут оказывать серьезного влияния на исход наземного боя на конкретном участке фронта. Германская 4-я армия несла огромные потери как в личном составе, так и в материальной части, и была вынуждена отступить по всему атакованному фронту.
    К чести немецкого командования, оно весьма оперативно разобралось в причинах случившегося и в ходе сражения сумело провести реорганизацию воздушных сил поля боя, что положи­тельно сказалось на дальнейшем ходе сражения.
    С целью повышения эффективности подавления наземных целей на поле боя и оперативного наращивания усилий авиации на особо угрожаемых участках фронта все отряды охранения изымались из подчинения дивизий, сводились в группы по 4 отряда в каждой, и передавались в подчинение командованию армии. При этом, часть авиагрупп выделялась в армейский резерв с целью их передачи в решающие моменты сражения армейским корпусам или, в исключительных случаях, в оперативное подчинение отдельных дивизий. Штурмовые атаки наземных целей на поле боя предписывалось производить только авиагруппами, не допуская распыления сил для действий по нескольким целям.
    Объединенные авиагруппы с большим эффектом действовали уже в боях у Желювель 20 сентября 1917 г. и в ноябре-декабре во время контрнаступления 2-й немецкой армии у Камбрэ.
    Отметим, что с операцией у Камбрэ связывается зарождение тактики общевойскового боя, основанного на взаи­модействии пехоты, артиллерии, танков и авиации. Удар 3-й английской армии на участке фронта около 12 км обеспечивался 1009 артиллерийскими орудиями, кавалерийским корпусом, 1000 самолетами и 378 боевыми и 98 вспомогательными танками.
    Массированное использование танков, взаимодействующих с авиацией и артиллерией, позволило англичанам в первый же день сражения продвинуться на 10 км вглубь германской обороны, взяв в плен 8000 солдат и захватить 100 орудий противника при своих потерях 1500 солдат и офицеров. Многочисленная английская авиация, "работая" впереди боевых порядков танков и "огневого вала" артиллерии, с бреющего полета наносила бомбоштурмовые удары по артиллерийским и минометным позициям, пехоте и штабам неприятеля, чем обеспечивала полное расстройство войск противника до подхода своих танкистов и пехоты и способствовала успешному решению последними поставленных боевых задач.
    Борьба с немецкими подвижными противотанковыми заслонами (взводы автомобильных зенитных пушек и полевых пушек, установленных на грузовиках), ввиду еще не отлаженного в должной мере взаимодействия танков и авиации в наступлении, наземным командованием не ставилась.
    Учитывая опыт последних сражений, зимой 1917-18 гг. при штабе командующего германскими воздушными силами была проведена практическая военная игра, к которой привлекались офицеры-летчики с большим боевым опытом. Заданием служило выполнение атаки армией, силой 12 дивизий первой линии и 12 дивизий второй линии, полностью обеспеченных штатными авиационными средствами.
    Основной целью игры являлась отработка (в том числе на полигонах) более совершенной тактики применения в наступлении и взаимодействия разнородных боевых сил армий в условиях позиционной войны.
    На основании результатов военной игры все отряды охранения к марту 1918 г. были переформированы в штурмовые авиаотряды (число последних было доведено до 38) по 9 самолетов в каждом, которые сводились в штатные штурмовые авиагруппы (по 4 отряда). При этом каждой армии на направлении главного удара придавались четыре штурмовые авиагруппы, из которых: три группы подчинялись штабу того корпуса, который находился на острие главного удара, а четвертая авиагруппа - оставалась в распоряжении штаба армии в качестве маневренного авиационного резерва.
    Подобная организация штурмовой авиации явилась осознанием той роли и того значения, которые штурмовые самолеты начинали играть в современном общевойсковом бою, оказывая самое решительное влияние на исход операции. Более того, по мнению немецких стратегов, ведение современного большого сражения без применения штурмовой авиации становилось просто немыслимым. Причем, истребительная авиация становилась лишь средством для достижения конечной цели воздушной войны.
    Согласно германскому "Наставлению по применению штурмовых авиаотрядов" 1918 г., вышедшего по результатам зимней военной игры, боевое применение штурмовиков в наступлении определялось следующим образом. Через одну-две минуты после сигнала атаки первые эшелоны штурмовиков "волнами, сменяющими одна другую", наносят бомбоштурмовые удары по переднему краю обороны противника, поддерживая атаку своей пехоты. Вторые эшелоны атакуют артиллерию противника на позициях, не простреливаемых огнем своей артиллерии. На этом этапе наступления штурмовики должны были "повторными атаками подавить моральный дух противника и, таким образом, оказать решительное влияние на ход боя", а также "смять передовую линию неприя­тельской, пехоты и привести к молчанию неприятельскую артиллерию". В дальнейшем штурмовики атакуют опорные пункты и резервы противника, обеспечивая продвижение своей пехоты: "Штурмовики действуют по путям подвоза и подхода резервов и снабжения, их главные объекты - колонны на марше, обозы, автомобили. Они могут совместно с бом­бардировочными самолетами атаковать аэродромы, штабы, переправы и ж.д. станции".
    Применение штурмовой авиации германскими военными предполагалось только на узком участке фронта на направлении главного удара: "Штурмовая авиация есть сильное средство командования и должна применяться в важном пункте атаки. Надо избегать одиночных полетов по всему фронту атаки. Второстепенные участки не должны рассчитывать на штурмовую авиацию", - указывалось в "Наставлении".
    Бомбоштурмовые удары выполнялись немецкими экипажами поотрядно (каждый отряд работал по своей цели) в составе одной или нескольких штурмовых авиагрупп (общей численностью до 50 самолетов). Наилучшими высотами при атаке наземных целей на первой линии обороны противника считалась высота бреющего полета (немцы полагали, что именно с высоты 20-25 м бомбоштурмовые удары "производят наиболее сильное впечатление" на противника), а "войск резерва и батарей" - с высоты 400-500 м.
    После прорыва обороны противника штурмовая авиация нацеливалась исключительно на поражение подходящих резервов и отступающих колонн неприятеля. При этом полагалось, что "больший результат получится от сосредоточения повторных ударов по одной главной дороге, чем от рассеянных ударов по нескольким дорогам".

Подготовка германского штурмовика к боевому вылету.
Помимо бомб экипаж берет на борт связки ручных гранат.

    Применение самолетов-штурмовиков в обороне предполагалось исключительно с целью срыва наступления противника путем нанесения бомбоштурмовых ударов по его пехотным цепям и подходящим резервам, а также в случае проведения своими войсками контратак. "Своим вмешательством они могут парализовать силу неприятельского наступления, замедлить его и даже остановить", - полагали немецкие военные.
    Особое внимание в германском "Наставлении " уделялось взаимодействию экипажей штурмовых авиагрупп как со своими наземными частями, так и между собой.
    С этой целью штурмовые авиагруппы, участвующие в ударе, вылетали на боевое задание обязательно с одного аэродрома, а сами аэродромы располагались как можно ближе от штабов пехотных дивизий и имели с ними прямую телефонную связь (в некоторых случаях и радиосвязь).
    Кроме того, к штабу дивизии прикомандировывался один офицер-летчик для связи с авиацией. В его обязанность входило обеспечивать наземное командование необходимой информацией о боевых возможностях авиации, помогать штабистам грамотно формировать заявки на боевые вылеты авиагрупп, отыскание вблизи КП дивизии площадок, на которые могли бы приземляться самолеты связи.
    При постановке боевой задачи экипажам самолетов-штурмовиков командиры пехотных частей и соединений должны были указывать: точное положение передовых линий своей пехоты, объект и участок атаки войск противника, данные о подготовке и способе атаки, а также час атаки и главные объекты для ударов штурмовиков. Приказ о боевом вылете авиаотряды получали или пакетом, или по телефону, или по радио с самолета связи, который барражировал над КП пехотной дивизии в ожидании указаний. В последнем случае, при получении приказа на вылет самолет связи по радио передавал на аэродром штурмовиков боевую задачу и вылетал им навстречу. Штурмовые авиагруппы после взлета выходили на линию своих привязных аэростатов и ожидали там самолет связи. После встречи самолет связи вел всю группу штурмовиков в атаку.
    Массовое применение специальных штурмовых самолетов было подготовлено немцами к весне 1918 г. во время крупного наступления на Западном фронте - в Пикардии на Сомме 21 марта - 4 апреля. Из 1015 боевых самолетов всех типов, предназначенных для выполнения операции, 243 были штурмовики (27 отрядов).
    Штурмовым авиаотрядам была поставлена задача пулеметным огнем и бомбами поддержать наступление своей пехоты и воспрепятствовать подходу и сосредоточению резервов противника.
    Последующее сражение показало, что германские штурмовики вполне справились с поставленной задачей, доставив много неприятностей союзникам - их войска "были чрезвычайно сильно измучены новым родом оружия".
    21 марта в 4.40 утра гул артиллерийской канонады возвестил о начале операции германских войск. В течение двух часов немецкая артиллерия крушила позиции батарей английских 5-й и 3-й армий, затем огонь был перенесен на оборонительные позиции. Артиллерийский огонь велся по всей глубине обороны - трем оборонительным позициям. Непосредственно перед атакой артогонь сосредоточился для создания "огневого вала", под прикрытием которого немецкая пехота в 9.40 атаковала первую линию обороны англичан.
    Боевые самолеты наступающих немецких дивизий вступили в дело лишь в 15.00, когда рассеялся туман и стало ясно, что основной успех наступления наметился на участке прорыва 18-й армии. Штурмовые авиагруппы ринулись "волна за волной через линию фронта, увлекая за собой тянувшиеся в бой соединения и разрежая ряды противника".

АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА №3 2001 год



Наверх

Назад

Просмотров: 910 | Добавил: SG2_Shtossel | Дата: 06.03.2009 | Всего комментариев: 0



SG2 © 2024