Четверг, 16.05.2024, 01:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Главная | Каталог статей
Статьи
на
Schlachtgeschwader 2 "Immelmann"


САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ

    Нельзя сказать, что авиации непосредственной поддержки наземных войск на страницах авиационных изданий уделяется мало внимания. Но, тем не менее, этого внимания - явно недостаточно. Именно штурмовики определяли лицо воздушных войн конца XX века. Последние вооруженные конфликты, "Буря в Пустыне" и воздушные удары по Югославии характеризовались практически полным отсутствием противника в воздухе. Истребители нападающей стороны имели не так уж много шансов отличиться, а опасность, которой подвергались пилоты F-15 и иных самолетов аналогичного назначения, не шла ни в какое сравнение с риском экипажей ударных машин. Сегодня нет оснований полагать, что в ближайшее время сложившаяся ситуация изменится. Следовательно, роль самолетов непосредственной поддержки наземных войск будет только возрастать.
    С этого номера наш журнал начинает публиковать большую серию статей, посвященных ударным самолетам, начиная от машин времен первой мировой войны, и заканчивая современными Су-25 и А-10. Редакция планирует рассказать и о противопартизанских самолетах, которые, как правило, остаются в тени "больших" штурмовиков.

    Идея создания самолета непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя, способного под интенсивным огнем средств противовоздушной обороны наносить огневое поражение живой силе и боевой технике противника для эффективного выполнения боевых задач своими войсками, начала интересовать конструкторов России во время военных действий Итальянской армии против Турции и Триполитании из-за колониальных владений в Ливии.
    22 октября 1911 г. капитан Пьяцца на аппарате "Bleriot" произвел реког­носцировку позиций неприятеля, а 1 ноября поручик Гавотти впервые в истории авиации сбросил в районе оазиса Айн-Зара четыре авиационные бомбы весом 4,4 фунта на скопление арабских войск и обстрелял их из личного оружия. В ответ арабы стали "потчевать" низколетящие самолеты организованным ружейным огнем. В результате кры латые машины возвращались с боевых заданий на штурмовку войск с пробоинами и повреждениями. Тогда-то и возникла идея специального самолета, который обладал бы качествами, необходимыми для штурмовых действий на поле боя: прекрасным обзором вперед-вниз, хорошей защитой экипажа, достаточно мощным вооружением.
    В 1912 г. взлетел российский двух­местный самолет А.А.Пороховщикова, известный под названием БИ-КОК-2. Машина имела двойное управление, бронированное днище вынесенной вперед гондолы, достаточные обзор и обстрел из подвижного пулемета вперед-вниз.
    Проведенные 6 августа 1913 г. на Клементьевском полигоне близ г. Можайска стрельбы в воздухе по наземным целям (пехота на марше - 200 манекенов по 7 в одном ряду через 7 шагов один от другого) показали хорошие результаты - в цель попало 8,1% от общего числа выпущенных пуль. В этой связи специальная Комиссия Генерального штаба русской армии в своем отчете №139 от 7 августа сделала положительный вывод по поводу применения низколетящих самолетов против наземных целей, отметив при этом, что: "стрельба с аэроплана возможна. Необходима полная слаженность работы летчика и пулеметчика. Опыты в этом направлении желательно продолжить."

Самолет "Би-Кок" Пороховщикова

    Тогда же Комиссией рассматривался вопрос и о применении боевых самолетов для бомбометания и стрельбы по наземным целям с пикирования. Однако эта идея, кроме обсуждения среди военных специалистов, практического развития в то время не получила...
    Начавшаяся вскоре 1-я Мировая война 1914-1918 гг. разделила авиационные силы на истребительную, бомбардировочную и разведывательную авиацию, а также наметила новый род авиации - "авиация пехоты", впоследствии получившая наименование штурмовой авиации.
    Первенство в этом вопросе принадлежит российским ВВС. 1 августа 1915 г. 5 русских самолетов 31-го авиационного отряда 3-й армии, содействуя атаке пехоты 1-й гвардейской дивизии, в нескольких заходах нанесли с высоты 30-50 м бомбоштурмовой удар по скоплению немецких войск, пытавшихся переправиться по наведенным мостам через р.Буг у местечка Влодава. Пулеметный огонь и бомбы внесли смятение в ряды противника и обеспечили успех атаки 1-й гвардейской пехотной дивизии. Еще пять раз вылетали русские авиаторы на штурмовку неприя­тельских войск у переправы и нанесение бомбовых ударов по мостам. Всего за два дня боев авиаотрядом было сброшено 250 пудов бомб и израсходовано около 3000 патронов. Противник так и не смог переправиться, все его атаки были безуспешными.
    Вскоре, помимо "работы" на поле боя, русские пилоты стали нападать на воинские части противника в ближайшем тылу на марше и в местах сосредоточения, рассеивать их пулеметным огнем и мелкими осколочными бомбами.
    В дальнейшем подобные действия российских ВВС стали повсеместными, и перешли в разряд рядовых заданий.
    К весне 1916 г. штаб Юго-Западного фронта отработал основные положения использования воздушных сил при проведении больших наступательных и оборонительных операций для авиационной поддержки войск. Здесь же была разработана идея применения крупных сил авиации на решающих участках фронта.
    Обладая значительно более слабыми (как по количеству, так и по качеству) авиасилами по сравнению с немецкими, русская армия могла успешно решать боевые задачи только при условии решительного сосредоточения воздушных сил на важнейшем операционном направлении, жертвуя направлениями второстепенными.
    Подготавливая прорыв фронта австро-венгерских войск, командующий Юго-Западным фронтом генерал А.А.Брусилов к 4 июня 1916 г. сумел сосредоточить на узком участке фронта довольно мощный (по меркам восточного фронта) авиационный кулак, насчитывавший свыше 100 самолетов различных типов, из них свыше половины находились на направлении главного удара. Все имеющиеся в распоряжении 8-й, 7-й, 9-й и 11-й ударных армий боевые самолеты (главным образом исправные и новых типов) армейских и корпусных авиаотрядов были сведены в отдельные авиадивизионы с подчинением их непосредственно командующим армий. В авиадивизионы поступали и все вновь прибывающие на пополнение самолеты. В распоряжение армий передавались и самолеты дальней разведки. Кроме того, была создана небольшая маневренная авиа­ционная группа, находившаяся в рас­поряжении командующего фронтом. Представляя собой оперативный резерв командующего, маневренная авиагруппа предназначалась для наращивания усилий авиации фронта на особо угрожаемых участках. В оперативных планах штаба фронта было четко оговорено участие авиации в наземном бою во взаимодействии с пехотой и артиллерией.
    В августе 1916 г. в связи с появлением на фронте большого количества "быстроходных и сильно вооруженных аппаратов-истребителей", спешно переброшенных немцами из под Вердена, в составе Юго-Западного фронта была сформирована Особая авиационная группа (позже 1-я Боевая авиагруппа) в составе четырех истребительных авиаотрядов. Это соединение предназначалось для массирования действий истребительной авиации на решающих направлениях. "Главной задачей группы является борьба с неприятельскими самолетами, охрана аппаратов войск Гвардии и 8-й армии, производящих разведку глубокого тыла и, в исключительных случаях, производство разведок глубоко тыла средствами группы", - отмечалось в "Руководящих указаниях по организации и использованию авиационной группы Юго-Западного фронта" от 12.08.1916 г.
    Боевой опыт и понимание русских авиаторов о месте и роли самолетов поля боя в современной войне нашли свое отражение в проекте "Наставления по применению авиации на войне", вышедшем в свет в 1916 г.
    Анализ основных положений "На­ставления..."показывает, что последнее по своей сути на долгие годы определило основные пути развития тактики боевого применения самолетов непосредственной авиационной поддержки наземных войск армий практически всех мировых держав.
    В частности, в проекте "Наставления..." указывалось:
    "7. Боевые действия против на­земных целей, то есть бомбометание и обстрел с самолета, при наличии достаточных авиационных средств, могут явиться средством нанесения противнику, при известной обстановке, серьезного ущерба, как морального, так и материального. Необходимыми условиями успеха являются: действие большого числа самолетов в определенное время по одной и той же важной цели, выбранной в соответствии с обстановкой и, по возможности, связь действий самолетов в воздухе с действи­ями войск на земле.
    198. Наибольшие результаты до­стигаются боевыми действиями про­тив наземных целей при организации групповых налетов. Условиями, необходимыми для успеха таких налетов, являются:
    а) выбор важной цели в соответ­ствие с обстановкой;
    б) внезапное появление самолетов над целью;
    в) одновременное действие по одной цели возможно большего числа самолетов;
    г) по возможности связь по времени и месту с действиями войск на земле.
    199. Наиболее выгодными целями для боевых действий с самолета являются:
    1) При позиционной войне:
    а) для бомбометания - крупные склады боевых припасов, интендантские склады, аэродромы, ж.д. пути, мосты, станционные сооружения;
    б) для бомбометания и обстрела - штабы, аэростаты противника, скопление войск и обозов.
    2) Во время боя:
    а) для бомбометания - ж.д. пути, поезда, ж.д. станции - с целью задержать подвоз резервов;
    б) для бомбометания и обстрела - ж.д. станции во время происходящей на них выгрузки резервов, подходящие колонны резервов противника или неприятельские колонны, направленные на наши фланги - с целью их рассеять или задержать, неприятельские штабы, руководящие войсками на наиболее важных участках, аэростаты, корректирующие стрельбу неприятельской артиллерии.
    3)При преследовании отступающего противника:
    а) для бомбометания - переправы, ж.д. пути, станции в тылу, противника - с целью затруднить эвакуацию и задержать отход противника;
    б) для бомбометания и обстрела - скопления войск и обозов противника в дефиле (у переправ, в горных теснинах и проч.) и на ж.д. станциях во время погрузки, колонны войск и обозов, отходящих походным порядком.
    200. Удачное бомбардирование и обстрел таких целей, особенно при деморализованном противнике, может вызвать у него сильное замешательство, которым при малейшей возможности должна воспользоваться наша конница.
    202. Бомбардирование и обстрел с самолета значительных целей следует поручать группе аппаратов возможно большей численности.
    204. В состав группы должны входить аппараты-истребители для охраны группы от атаки неприятельских летчиков".

    К сожалению, слабая насыщенность авиацией русских армий не позволила авиаторам в полном объеме реализовать все положения "Наставления по применению авиации на войне".
    Массовое применение низколетящих боевых самолетов для огневого поражения целей непосредственно на поле боя (пехота и артиллерия на позициях) впервые было предпринято французами и англичанами во время сражения на р.Сомме в начале июля 1916 г.
    В этих боях союзная авиация про­демонстрировала полное господство в воздухе не только в количестве самолетов, но и в качестве тактики их боевого использования. Боевые самолеты союзников постоянно "висели" над полем боя, корректируя огонь своей артиллерии и проводя штурмовку окопов противника и позиций артиллерии, обеспечивая выполнение боевых задач своими войсками с минимальными для них потерями.
    Немцы отмечали, что моральное воздействие на личный состав своих наземных частей от подобных атак было подавляющим: "Последние чувствовали себя непрестанно под наблюдением и преследованием врага и беззащитными там, где до сих пор они полагали себя в укрытии".

"Морис Форман" MF.I1 итальянских ВВС с пулеметом "Ревелли"

Британский DH4 с двумя 105-кг бомбами под фюзеляжем

"Бреге" Br. 14 в составе ВВС РККА

    Англичане и французы, как впрочем и русские летчики, придерживаясь концепции применения для штурмовых действий легкого, маневренного и скоростного самолета-штурмовика, самым широким образом использовали на поле боя свою истребительную авиацию, которая большими группами с пикирования и с бреющего полета наносила довольно ощутимый урон противнику.
    Особенно эффективной была помощь истребителей при "выкуривании" немецких пулеметных групп (вооруженных ручными пулеметами), занимавших круговую оборону в воронках от снарядов или в оставшихся окопных углублениях и наносивших своим огнем во фланг и тыл атакующим цепям большие потери.
    К недостаткам применения истреби­телей в качестве самолетов-штурмовиков можно отнести практическую невозможность уничтожения на поле боя защищенных целей и укрытий пехоты. В этой связи, помимо истребителей, союзники довольно широко применяли на поле боя легкие бомбардировщики и самолеты-разведчики, имевшие бомбовое вооружение. Однако последние, из-за более низких скоростных и маневренных качеств, были и более уязвимыми для ружейно-пулеметного огня с земли.
    В качестве легких штурмовиков союзниками в разные периоды войны использовались британские В.Е.2, Sopwith 1.1/2, R.E.8, De Havilland DH.4 и DH.9, а также французские Maurice Farman MF.11, Caudron G.4, Breguet Br. 14, Salmson Sal.2, Doran AR.1/2, Spad S.11 и др.
    Поскольку специальных требований к самолетам поля боя союзниками не предъявлялось, то и привлекаемые для штурмовых действий боевые машины серьезным переделкам не подвергались. Изменения в конструкции, если они имелись, касались главным образом обеспечения защиты экипажа от ружейно-пулеметного огня с земли. Так, в 1916 г. некоторая часть "Морис Фарманов" MF. 11 получила частичное бронирование передней части гондолы, защищающей экипаж от пуль и осколков. На французском Breguet Вг.14 бронировались сиденья экипажа.

АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА №3 2001 год



Наверх

Назад

Просмотров: 818 | Добавил: SG2_Shtossel | Дата: 06.03.2009 | Всего комментариев: 0



SG2 © 2024